Пушкинский музей позвал в гости к Родченко и Степановой

Выставка «В гостях у Родченко и Степановой» посвящена 120-летию со дня рождения Варвары Степановой. Но главным там, как и предполагалось, оказался Родченко
Поверить, что вещи Варвары Степановой делались на допотопной технике, почти невозможно/ С. Портер/ Ведомости

Работ в музее достаточно, чтобы каждый раздел был представительным. А добавленные в экспозицию личные вещи и семейные реликвии не только придают выставке теплоту (например, записка, написанная Родченко дочерью из роддома), но и показывают, на какой допотопной, на наш взгляд, технике делались вещи, по сей день эталонные в плакатах, рекламе, книжной графике.

Были ли когда-то выставки одной Степановой, уже и не вспомнишь. На памятных «Амазонках русского авангарда», прошедших 15 лет назад, она была представлена хоть и без мужа, но все равно в коллективе, где ее живопись оказалась в тени художниц намного мощнее. Обычно же на выставках авангарда Степанова участвует в основном моделями прозодежды и рисунками для ткани. Родченко часто выставляется один.

На выставке в Отделе личных коллекций Пушкинского музея сейчас показывают наследие Варвары Степановой как никогда полно, и это интересно. Хотя, конечно, юбилейное посвящение ей только повод показать часть большой коллекции работ прославленной пары, где главная роль творца-новатора всегда принадлежала мужу. Коллекцию эту давно передали в дар музею дочь художников Варвара Родченко и внук Александр Лаврентьев - верный их биограф и исследователь, один из кураторов нынешней выставки.

Выстроена она логично и, как определила директор музея Марина Лошак, очень довольная экспозицией, «внятно». В тематических разделах раскрыты все направления активной деятельности Родченко и Степановой в первый, самый плодотворный и счастливый период их жизни. Они представлены как участники авангардистских выставок, как экспериментаторы-формалисты, как фотографы (фотограф - Родченко, модель - Степанова), соратники Маяковского, графические дизайнеры, преподаватели Вхутемаса.

Кроме живописи, эскизов, проектов и авторских фотоотпечатков в выставочных залах стоят и поздние реконструкции, в сущности копии. И хотя Пушкинский музей был задуман как собрание слепков, в случае Родченко и Степановой они лишние. На фоне благородно состаренных временем подлинников выглядят лощеными самозванцами.

Последний раздел выставки показывает картины Родченко про цирк. Знающим биографию борца за все новое против всего отжившего, верного оформителя советской власти понятно, в каких обстоятельствах они были написаны. Но трагедия художника, творившего новое искусство и обвиненного в буржуазности и вредности его поиска, - тема другой выставки. Нынешняя - про достижения и вклад.

До 8 марта