Выставка Владимира Вейсберга открыла выставочный зал фонда In Artibus

Выставкой Владимира Вейсберга фонд In Artibus открыл свой выставочный зал и декларировал высокий уровень художественных амбиций
Картины Вейсберга надо рассматривать долго/ Е. Разумный/ Ведомости

Длинное название - «Влюбленный в классическое искусство. Живопись и графика Владимира Вейсберга из российских музеев и частных собраний» - хорошо продумано кураторами и является изложением содержания и программы выставки.

Содержание отличное. Несмотря на то что работ на выставке достаточно много - 88 картин, рисунков и акварелей от ранних до последних, собранных из частных и музейных коллекций, - она оставляет впечатление камерное, почти домашнее. Созданная атмосфера доверительной теплоты склоняет к спокойному всматриванию и идеально подходит для интровертной живописи Вейсберга. Даже кажется, что выставочный зал (или, как для важности любят сейчас говорить, пространство) фонда In Artibus спроектирован архитектором Евгением Ассом специально для этой выставки. Чтобы свет свободно шел из окон и искусственная точечная подсветка не придавала холстам и листам невозможный для них пафос. Чтобы небольшой формат произведений не терялся на широких и высоких стенах.

Стена с ранними, яркими и витальными, полотнами, в которых видно, что Вейсберг был учеником Ильи Машкова, так и сияет на свету, а рисунки обнаженных и поздняя бесконтрастная, белая на белом и серое в сером, живопись спрятаны, так и хочется написать, в «укромном месте». В общем, и зал, и развеску можно назвать идеальными, такими, что о них и не думаешь - только о самом Вейсберге. О нем, впрочем, не столько думаешь, сколько на него смотришь. Добиться от зрителей спокойного созерцания, судя по статьям в каталоге, и была задача кураторов Елены Руденко и Елены Хлопиной. Более того, они предлагают отказаться от привычного восприятия живописи Вейсберга, почему-то считая его трудным для понимания, хотя на публику его мягкая, затягивающая взгляд живопись действует завораживающе.

Елена Хлопина написала о Вейсберге монографию и статью в выставочном каталоге, она уверяет, что нельзя считать художника не только нонконформистом (этому внехудожественному термину многие отказывают в праве на существование, но он живет и здравствует), но и модернистом, поскольку он «художник традиции», прямой наследник старых мастеров и Клода Моне. Привычные определения «русский Моранди», «московский метафизик» и «белое на белом» следует забыть, как неверные.

Спорить с исследователем, недовольным современным состоянием отечественного искусствоведения, не дело зрителя. Тем более видящего, что Вейсберг писал белым по белому, замечающего общее между его работами и предметными композициями итальянского модерниста, магического реалиста Джорджо Моранди, и прозревающего в вейсберговских картинах нечто большее, чем аналитическая работа с цветом. Кстати, цитата из высказывания Вейсберга, приведенная в каталоге и на выставке, заканчивается словами: «Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом» - для старых мастеров немыслимыми.

У выставки, как говорит Елена Руденко, нет никакой концепции:«Мы просто показываем Вейсберга». Просто, но так, что творческий путь художника видится естественным развитием его личных отношений с живописью. И это убеждает больше, чем слова и цитаты. Кроме того, что работы для выставки подобраны только очень хорошие, что само по себе радостно, они поддерживают и продолжают друг друга.

Инна Баженова, основатель фонда In Artibus и хозяйка нового выставочного зала, подчеркивает, что ее интересуют именно пластические искусства и их изучение. И выставка подтверждает это. Она показала художника, чьи работы выставляются очень часто, буквально и в переносном смысле в новом свете. И предложила свежие интерпретации его художественного метода. Таким образом, первой московской выставкой фонд декларировал свои амбиции быть серьезной культурной институцией.

До 1 марта