Стиль жизни
Бесплатный
Анна Галайда
Статья опубликована в № 3727 от 01.12.2014 под заголовком: «Малые голландцы» привезли больших

На фестивале современной хореографии «Диана Вишнёва. Context» выступил Нидерландский театр танца

Где бы ни выступал Нидерландский театр танца (NDT), он всегда оказывается гвоздем программы. Не стал исключением и фестиваль «Диана Вишнёва. Context»
Старый балет «Печальный случай» - эмблема стиля Пола Лайтфута и Соль Леон
vishnevafest

В Москву NDT заехал всего на один вечер. В Театре имени Моссовета, который стал основной площадкой четырехдневного фестиваля Дианы Вишнёвой, выступила молодежная труппа - NDT-II. Двойка в названии ни в коем случае не указывает на второсортность этой части коллектива: чтобы попасть в нее, нужно выдержать гигантский конкурс, зато счастливчикам (их возраст ограничен 22 годами) гарантировано два года сотрудничества с лучшими хореографами мира - теми же самыми, что готовят программы для старших. И на фестиваль «Диана Вишнёва. Context» молодежь привез сам Пол Лайтфут - худрук голландской труппы, который также успел дать в Москве мастер-класс.

Программа «малых голландцев» сама по себе может служить уроком толерантности: она составлена из четырех одноактных постановок, первая из которых принадлежит постоянному хореографу компании Йохану Ингеру, остальные - дуэту Лайтфут - Леон, которые после прощания компании со своим гуру Иржи Килианом стали лидерами NDT. Причем вечер составлен так, что самого уравновешенного зрителя начинает штормить от перепада эмоций и температур: довольно свежий (2012) I New Then Ингера начинает вечер как легкую интрижку, ничего не значащую вечеринку с танцами, все очарование которых состоит в их калейдоскопическом разнообразии, когда дуэты сменяются большими и малыми группами, а юные танцовщики выбирают себе маски, которые легким движением руки (или ноги?) можно скинуть, даже не дожидаясь следующего балетика.

Но очаровательную безделушку Ингера буквально сметают из памяти балеты Лайтфута - Леон. Shutting Shut, основанный на стихотворении Гертруды Стайн, уже показывали в Москве на фестивале «Бенуа де ла данс», и этот четырехминутный крошечный спектакль невозможно забыть, даже несмотря на то, что в балетном зале мало кто может идентифицировать звук голоса Гертруды Стайн, да и вряд ли кто-то знает это стихотворение. Постановка основана на музыке стиха. Пара танцовщиков, одетая в зеркальное, по-водевильному черно-белое трико (бесподобно-выразительные Имре ван Опстал и Спенсер Дикхаус), в абсолютном согласии друг с другом движется, следуя малейшим изгибам стихотворного ритма, своими телами обозначая ударную долю, а знающим английский даря особое удовольствие - танцевальные синонимы отдельных словечек Стайн.

И вслед за этим, даже без антракта, - «Печальный случай» (Sad Case). Он создавался в период беременности Соль Леон, и, по словам ее мужа, «гормоны смеха, безумства и трепета перед неизвестным стали катализатором постановки». Самый старенький из привезенных в Москву спектаклей, поставленный еще на заре карьеры хореографов в 1998 г., «Печальный случай» сегодня может служить эмблемой стиля Лайтфута - Леон: в латиноамериканских медленных танцах четыре парня и одна девица то вместе, то поврозь попадают из одной переделки в другую, из которых выходят с помощью клоунской легкости эмоций.

После знойной сочности этого балета «Объект перемен», давно известный в Москве благодаря исполнению Дианы Вишнёвой, с его темой прощания и ухода, выглядит еще суше, строже и графичнее. Вишнёва и ее партнер Андрей Меркурьев за несколько лет, прошедших со времени их премьеры, не побоялись добавить в него всю свою взрывную мощь, которой обычно как огня боятся европейские постановщики. Но хореография Лайтфута - Леон оказалась готова к такой перегрузке. Красный ковер, с помощью четверки танцовщиков NDT фантастическим образом летавший под ногами солистов, превратился в строжайший и иссушающий сценический каркас, заключивший «загадочную русскую душу».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать