Фильм «Дурак» - о сантехнике, взявшем на себя миссию спасения

В прокат выходит фильм Юрия Быкова «Дурак». Остросоциальному пафосу картины не идет на пользу схематичность ее сюжета
В заглавной роли фильма блеснул театральный актер Артем Быстров/ kinopoisk.ru

Несмотря на лукаво антонимичное название, главного героя «Дурака» скорее имеет смысл обозначить любимым в очередях словосочетанием «больно умный». Сантехник в ЖЭКе, он вместо того, чтобы после прочистки очередных труб лечь у телевизора с пивом или сесть на кухне с водкой, читает книжки, шуршит чертежами, получает профильное высшее образование и строит идиллические планы по развитию коммунального хозяйства родного поселка. Горе, которое, по известным условиям, должен принести герою интеллект, грозит обрушиться на его голову в любую минуту - вместе с изветшавшим городским общежитием на 800 человек, где Никитин в ходе внезапного позднего вызова обнаружил трещину чуть ли не от фундамента до чердака. Что делать - будить начальство? Но оно не просто спит - отдыхает на дне рождения местной городской головы, женщины с жестким взглядом, увешанной неброскими ювелирными украшениями. Сантехник идет поздравлять именинницу.

Ровно до того момента, как протагониста запирают в одном кабинете с гоголевским набором нетрезвых антагонистов - начальником пожарной охраны с пачкой блестящих отчетностей, главой управы, растворившим в воздухе средства на капремонт, локальным Земляникой, у которого, если что, не хватит «скорых», и т. д., - «Дурак» похож на крепкую советскую производственную драму, которой привили дички фильма-катастрофы и антикоррупционного триллера, и несется вперед со стремительностью лучших образцов жанра. Но дальше собравшиеся на экстренное заседание антигерои, вместо того чтобы действовать, прямо при рядовом слесаре решают как следует поговорить - и во время этого парада исповедально-обвинительных монологов в духе «я украл (детально) то-то и то-то, но и вы, коллега, не лучше» действие сворачивает на кривую алогичную дорожку.

Речь даже не о том, что прием «давайте все расскажем зрителю устами персонажей» пора оставить драматургам екатерининских времен и сценаристам дневного мыла. Там, где есть пространство для распутывания сложного клубка коллизий, постепенного проявления многослойных характеров и сделанных на этом основании выводов о системных проблемах российского общества, автор предпочитает поделить мир на хороших и плохих и одним в руки дать голое стремление к абсолютной справедливости, а другим - столь же иррациональную жажду всех вокруг на всякий случай закопать. И эта неверная базовая посылка, обусловленная стремлением к упрощению мира, будто криво залитый фундамент, губит отличный сюжет на корню. Образуя адские нарративные завихрения: например, перед тем как подставить неких людей, чтобы оправдать катастрофу и бюджетную растрату, по определению осторожные сельские чиновники зачем-то решают их убить. Действительно, что может быть естественнее - виновники обрушения дома, коллективно пропавшие в тот же день, да так нигде никогда и не объявившиеся. У следствия из центра определенно не будет вопросов.

Как и в предыдущем фильме «Майор», режиссера и сценариста Юрия Быкова подводит идеализм. Свойство, которое в наших широтах принято воспевать - что-то вроде экзистенциальной слепоты, не позволяющей разглядеть сложность мироустройства и противоречивость человеческой природы. Социум, где единственный метод борьбы с несправедливостью - спорадический геройский поступок, где «делать» первично по отношению к «думать», - результат именно такого взгляда на мир. Вроде бы радикального, но на деле превращающего страшную и сложную вселенную в поле боя с понятным раскладом.

С артистами Быков работает хорошо, и образы у них узнаваемые. Рукастый и головастый, а потому честный парень (воруют, как известно, те, кто не умеет работать), за роль которого мхатовец Артем Быстров получил приз в Локарно. Мать, умеющая выражать заботу исключительно криком, отлично сделанная петербурженкой Ольгой Самошиной. Инфернальный в своем небрежении человеческим силовик в монументальном исполнении Юрия Цурило. Умело играя живых людей, все они тем не менее бегают по кругу малореальных мотиваций - так же как наше общество, которое из-за неумения мыслить столетие крутится в одном и том же бедовом социально-общественном колесе.