Статья опубликована в № 3737 от 15.12.2014 под заголовком: Между «Гвоздем» и «Попугаем»

Премия "Дебют" назвала лауреатов

Премия «Дебют» в пятнадцатый раз назвала лауреатов: впервые за историю существования награды победителей-романистов оказалось двое

Действительно, в этом году жюри премии под председательством Павла Басинского не сумело выбрать между двумя финалистами номинации «крупная проза» и присудило победу сразу двум лауреатам. Первое место поделили киевский филолог-арабист Максим Матковский с психологическим романом «Попугай в медвежьей берлоге» и житель города Хайфы Павел Токаренко с фантастическим романом «Гвоздь». Организаторы премии не были готовы к подобному исходу, статуэтка была заготовлена лишь одна, но ломать ее напополам молодые авторы не стали - вторую фирменную дебютовскую «птичку» обещали со временем дослать. Призовой миллион рублей лауреатам, впрочем, пришлось поделить поровну (денежный приз «Дебюту» по-прежнему обеспечивает гуманитарный фонд Андрея Скоча «Поколение», курирует писатель Ольга Славникова).

Максим Матковский написал роман воспитания о молодом преподавателе и переводчике с арабского языка, заброшенном судьбой в Сирию, полный сочных сцен и внезапных разворотов сюжета. Фантастическое сочинение Павла Токаренко описывает космические и земные приключения старшего лейтенанта Ариэля Облоева, сироты с уродливой внешностью, но, как водится, чистым сердцем и гениальным умом. Романы действительно почти равноценны. «Недостатки одного уравновешивают достоинства другого, и наоборот, - заметил председатель жюри, ответственный и за «крупную прозу», Павел Басинский. - Выбрать было невозможно». На наш вкус, в романе Максима Матковского клишированных ходов все же отчетливо меньше, что и неудивительно: «Попугай в медвежьей берлоге» очевидно автобиографичен и написан с опорой не столько на литературный, сколько на личный опыт автора, - именно поэтому он получился живее и непредсказуемее. В номинации «малая проза» лауреатом стал Михаил (Моше) Шанин из Северодвинска, и тут остается только поаплодировать нетривиальности и тонкости выбора жюри («малую прозу» в жюри курировал Юрий Буйда). Михаил Шанин сочиняет абсурдистские сказы о деревенской жизни, один другого затейливей. Последний рассказ подборки - «о том, как запретили букву ы» - тематически выбивается, зато его можно полностью процитировать: «Сначала запретили букву ы./Потом запретили букву а./Потом зпретили букву б./Потом зпретили укву в./Потом зпретили уку е./ Потом зпртли уку з./Потом пртли уку и./Потом пртл уку к./Потом пртл уу л./Потом прт уу м./Пото прт уу о./пт прт уу п./т рт уу р./т т уу т./уу у». Графически - а с расположением текста на странице Михаил Шанин постоянно экспериментирует и в других рассказах - рассказ выглядит как перевернутая пирамида, убиение слова, превращение его в пустоту ощущается почти физически.

Лучшим драматургом была признана Ирина Васьковская из Екатеринбурга с пьесой «Галатея Собакина», довольно, впрочем, знакомо рассказывающей о жизни городских лузеров. В номинации «поэзия» лауреатом стала Анастасия Афанасьева из Харькова.

Лучшим эссеистом был признан давний обитатель «дебютовских» широт Арслан Хасавов из села Брагуны (Гудермесский р-н, Чеченская республика), дважды попадавший в лонг-листы премии с прозой, но первое место получивший только в этом году за сборник эссе «Отвоевывать пространство».

Итак, «Дебют» по-прежнему живет на нашем литературном небосклоне особняком, в собственном ритме и совершенно независимо от старших товарищей, «Букера» или «Большой книги» - в этом есть свое обаяние и почти мятежность. Все, как и положено молодежной премии.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать