Вручили премии Кандинского

Вручены премии Кандинского за 2014 г. Церемония была скромной, двое из трех лауреатов на ней не присутствовали. Праздник не вполне удался, но главное - состоялся
Владимир Овчаренко, выставивший проект-победитель, принял приз у председателя жюри Марии Цанцаноглу/ Е. Разумный/ Ведомости

Главный призер Премии Кандинского прошлого года - Ирина Нахова, отмечая на церемонии награждения лучших в этом году, сказала что эта премия создана свободными людьми для свободных художников. Что в этом году - чистая правда. Времена, когда участие в жизни современного искусства сулило материальные и репутационные выгоды, прошли. Правда, всякий знающий историю взаимоотношений государства и свободных художников в наших широтах понимает, что как прошли, так и вернутся - постепенно. Поэтому выразить признательность Шалве Бреусу, основателю и председателю фонда - организатора премии, за поддержку современного искусства просто необходимо. А претензии к мероприятию, его организации и жюри, думаю, стоит дозировать. Пусть лодка еще поплавает.

Тем более что претензии, которые раньше бы назвали кулуарными, а теперь фейсбучными, касаются не искусства в основном, а политики и сетований, что есть сейчас дела поважнее искусства. Но в этом-то ни премия, ни ее лауреаты не виноваты.

Главный приз - за лучший проект года - был отдан серии лучезарных карикатур Павла Пепперштейна «Святая политика». Части художественного сообщества она показалась провидческой, другой - абсурдистской, прямо-таки издевательской и принципиально антиполитической, иронизирующей как раз над европейской политикой. Показали его в январе, встретили весело и с энтузиазмом. Но обстановка изменилась, и над западной политической системой шутить расхотелось.

Второй претендент на победу - проект Ирины Кориной «Припев». Один из лучших и стабильных наших художников, ежегодно на премии номинируется, но никогда не получает. Но Корину не хочется называть «вечно второй», лучше - «всегда отмеченной». Что касается третьей финалистки, то, похоже, выдвижение Лилии Ли-ми-ян с банальными, повторяющими общее место зарубежного искусства фотографиями Masters/Servants - результат каких-то внехудожественных соображений. Как дипломная работа в Школе Родченко этот проект заслуживает хорошей оценки за прилежание.

Ирина Нахова вручила приз за лучший проект молодому художнику Альберту Солдатову, обрадовавшись, что он, так же как и она, выпускник графического отделения Полиграфического института. Но лауреат поблагодарил свою вторую альма-матер - Школу Родченко. И правильно, поскольку проект «Бальтус» показывает, что его автор не столько начитан (чтение стимулирует Полиграф), сколько насмотрен (Школа Родченко визуально образовывает). В премированном проекте Солдатов переснимает юношей и девушек в позах прихотливых и эротичных картин французского художника Бальтюса. Странно, что такой изысканный гламур победил уличного художника Тимофея Радю.

Впрочем, не было еще такого конкурса, чтобы его результаты всех устраивали и никого не удивляли. Другое дело, что насколько предсказуемо было решение о награждении давнего любимца художественной общественности Павла Пепперштейна, настолько неожиданной была победа Солдатова, в докризисные времена царства гламура она была бы понятна, даже как ирония.

Не вызывал сомнения и победитель в новой номинации премии «Научная работа. История и теория современного искусства». Для нее, кстати, было выбрано специальное жюри во главе с философом Валерием Подорогой. Представить себе некоторых членов жюри основного конкурса читающими «Живописный гнозис» Михаила Ямпольского просто невозможно. Интеллектуальная репутация среди философов победителя во много раз превосходит мнение о двух других номинантах. Даже Виктора Мизиано, выпустившего в этом году не только умную, но чарующую читателя книгу «Пять лекций о кураторстве».

Современное искусство не синоним искусства актуального, но существовать независимо от времени и его проблем оно не может. Понятно, надо менять что-то в пробуксовывающем королевстве Премии Кандинского. А с другой стороны, если конкурс, выставка и решения жюри и на следующий год будут предсказуемыми, с признаками лоббирования, то я обрадуюсь и скажу: какая хорошая новость, что нет новостей.