В Осло открыта выставка об Эдварде Мунке и природе

Научные приборы и чучела животных стали частью выставки об Эдварде Мунке и природе в Осло
В Музей Мунка в Осло пришли представители местной фауны/ The Munch Museum

«Дрожа от страха, я услышал крик природы» - фраза, написанная на одной из версий самого знаменитого полотна Эдварда Мунка «Крик», могла бы стать эпиграфом к выставке, открытой в Осло. Проект «Сквозь природу» объединил музей самого художника, обладающий самым большим его собранием в мире, 28 000 единиц хранения, Ботанический сад норвежской столицы, а также музей природоведения. Последний предоставил экспонаты из своих коллекций по палеонтологии, геологии, зоологии и ботанике.

Мунк - дитя своего времени во всех отношениях. Он увлекался фигурными коньками и киносъемкой, первый фотоаппарат купил еще в 1902 г. - это был «Кодак», следил за наукой и питал особую страсть к рентгеновским лучам. Его интерес к идеям Дарвина не был случайным, не зря выставка открывается с описания баталий вокруг теории происхождения видов, а в залах можно увидеть научные приборы столетней давности. Здесь вообще много неожиданного - от огромного камня при входе до соседства чучел сов и графики на темы людей с крыльями. Есть и настоящий парад чучел - от медведя и льва до лося и оленя, занимающих центральное место в посвященном графике зале. По соседству - банки с красками, которыми пользовался художник, с подробным рассказом об их составе: еще один поворот темы, позволяющей многое увидеть впервые. Как известно, Мунк был зачарован темой смерти, но его «Убийца на аллее» (1919) далек от мистической темы ухода, это экспрессионистский взгляд на будничное преступление как метафору бессмысленной жизни. Также «Адам и Ева», композиция, формирующаяся вокруг дерева, с годами претерпела существенные изменения: обнаженные некогда герои стали добропорядочной на вид крестьянской парой.

Хотя тема задана на первый взгляд узко, выставка производит впечатление полноценной энциклопедии по Мунку, пусть и лишенной таких важных для его понимания состояний, как депрессия и меланхолия. Представлены все периоды творчества - от «Старой церкви в Акере» (1881), одного из первых этюдов молодого художника, сделанного на открытом воздухе, до шедевра 30-х «Под каштаном», где запечатлена его любимая модель поздних лет Ханна Бришке.

Одновременно в Музее Стенерсена показывают работы современных норвежцев, вдохновленных (а может, и разочарованных) идеями классика, его взглядами на диалог природы и культуры. Этот диалог многие готовы сравнить с диалогом кошки и собаки. Но, согласно последним веяниям на фейсбуке, здесь тоже уже все больше мимими, а не холодной войны, как прежде.

До 4 января