В петербургском Театре имени Ленсовета сыграли мюзикл «Странствия Нильса»

Премьера мюзикла «Странствия Нильса» в петербургском Театре имени Ленсовета показала: в прославленную труппу пришло новое сильное поколение
Птичьи костюмы обогащают лаконичную сценографию/ Виктор Васильев

Эти ребята разве что рассказы могли слышать о знаменитых мюзиклах (хотя их в те времена так не называли) золотого века Театра Ленсовета, когда его возглавлял Игорь Владимиров, а первой актрисой была Алиса Фрейндлих. Однако сейчас, сидя в зале, какой-то чувственной памятью вспоминаешь удовольствие от необычайно витальной, то сочной, то изящной, но всегда точной и покоряюще музыкальной актерской игры, которое охватывало на легендарных «Людях и страстях», «Укрощении строптивой» или «Дульсинее Тобосской» с незабываемой Алисой.

Тут история описала дугу, сделала умный и оказавшийся счастливым ход. В 2010-м ученица Владимирова - опытная актриса Анна Алексахина набрала при родном Театре Ленсовета курс в Театральной академии. Весной следующего года труппу возглавил режиссер Юрий Бутусов - и, не принимая педагогического руководства формально, принялся активно заниматься студентами. Получить возможность с ранних ученических лет работать с режиссером такого уровня - само по себе везение, и, судя по результатам, курс умел это ценить. Еще в академии они выпустили несколько весьма интересных премьер, в каждой был очевиден профессиональный рост, а летом, уже по получении дипломов, Бутусов сделал с ними спектакль «Кабаре. Брехт», всколыхнувший Петербург. Остро политический и лиричный, наполненный раскаленным драйвом, он стал редким примером того, как театр вступает не в фальшиво-спекулятивную, но в живую, пульсирующую связь с жизнью.

Увидев «Кабаре. Брехт», Максим Леонидов отдал в Театр Ленсовета мюзикл «Странствия Нильса», который он вместе с Александром Шавриным сочинил по знаменитой сказке Сельмы Лагерлеф. Поставила его с этим курсом, ставшим студией при театре, Мария Романова - режиссер молодой, но уже имеющий в послужном списке несколько удачных работ.

Художник Эмиль Капелюш оголил сценическую коробку и наполнил ее пустую кубатуру висящими рейками - прямыми и изогнутыми так, что возникает абрис корпуса корабля (ведь мы же в Швеции, стране мореходов). На полу несколько передвижных наклонных помостов, позволяющих строить выразительные разноуровневые мизансцены. Спускаются легкие завесы - с их помощью в контровом свете устраивают театр теней: так гном превращает мальчика Нильса в коротышку.

Лаконичную сценографию обогащает, во-первых, весьма уместное видео Александры Комаровой, а во-вторых - роскошные костюмы Яны Глушанок, в которые она облачила белых и серых гусей, ворон, орлов и прочий орнитологический народец. И примкнувшее зверье - поскольку представители фауны учиняют праздник перемирия. Тут разразится уморительный романтический дуэт Зайца и Волчицы. Потом с ним поспорит в забойности дуэт гусынь - злодеек-сестер лирической героини, присочиненной к Лагерлеф (куда ж без героини в этом жанре?). Леонидов поработал с отменным чувством юмора и стилизаторским мастерством - иронически переосмыслены хиты мировых мюзиклов и классика советских. Дикие гуси, само собой, читают рэп - символ свободы. То Андреем Петровым повеет, а то, натурально, Эдвардом Григом.

Обаятельные и заразительные юные артисты поют хорошо (многие отлично), ловко двигаются и, главное, очень убедительны актерски и человечески, рассказывая эту назидательную и трогательную историю - классический роман взросления.

Санкт-Петербург