В спектакле «Свой век» пожилые москвичи вышли на сцену ЗиЛа в роли самих себя

В спектакле «Свой век» люди театра выступили «поклонниками», а «талантами» - обычные москвичи, которые вышли на сцену ЗиЛа в роли самих себя
Участники проекта рассказывают истории из своей жизни/ Наталия Времячкина/ Культурный центр ЗИЛ

«Свой век» - результат двухнедельной театральной лаборатории. В ней были заняты люди старше 60 лет, к актерству отношения не имеющие, и молодое поколение практиков театра. Артисты - «Седьмая студия». Режиссер - Женя Беркович, автор нескольких спектаклей в «Гоголь-центре». Драматург - Марина Крапивина, у которой уже был опыт работы с непрофессиональными исполнителями в документальных проектах Театра наций.

Первая неделя ушла на разные актерские и драматургические тренинги (некоторые вошли в спектакль). Истории из жизни пожилых участников должны были стать театральным материалом. Примеров этой техники у нас уже немало. Была серия моноспектаклей «Человек.doc» в театре «Практика» о различных героях современной культуры - писателях, поэтах, ученых, - которые в большинстве случаев играли себя сами. В 2011 г. на волне протестного движения в «Театре.doc» заработала программа свидетельского театра с участием людей, имевших отношение к общественно значимым событиям. Там же идет «Акын-опера» с мигрантами из Средней Азии. Недавно в Театре наций появился спектакль «Бросить легко» про бывших наркоманов, которые лечатся от зависимости.

Эта практика имеет сходство с использованием рейди-мейдов - «найденных объектов», которые, попав на выставку, получают статус искусства. Перед нами - эхо театрального реализма, поисков естественности в неестественных обстоятельствах сцены. И хотя в таком театре искусство не соревнуется с жизнью, в ситуации спектакля мы неизбежно сравниваем жизнь со знакомым нам искусством. Что дает этой форме начальное преимущество: еще какое-то время она будет удивлять уже потому, что органичная лексика, неподдельная интонация, даже «собственные» одежда и прическа, не запланированные художником по костюмам, по старой привычке кажутся вершиной достоверности, а не нормальными характеристиками людей с улицы.

В составлении композиции авторам «Своего века» помогает «Герой нашего времени». Названия сценам дали повести в составе романа - «Бэла», «Тамань» и т. д. С ними связаны темы документальных сюжетов: война, выживание, любовь, смерть. Быт контрабандистов из «Тамани» отзывается в рассказе инициативной женщины, которая в 90-х нелегально торговала коврами, чтобы открыть центр детского творчества. Кавказские похождения Печорина рифмуются в воспоминаниях медсестры о гражданской войне в Анголе - туда командировали советских медиков в годы борьбы с американцами за влияние в регионе: политика снова забрасывает «белого человека» в экзотическую страну и сталкивает его с обитателем другого мира.

«Театр-интервью» с непрофессиональными исполнителями - это предложение потратить около часа своего времени на частного человека, особенно актуальное в России во времена «национального единства», когда ценностью становится абстрактное большинство, а не конкретная личность. Для такого театра важно слово «другой»: нередко кастинг проводится в рамках какой-нибудь социальной группы - например, мигрантов, наркозависимых или, как в нашем случае, пожилых. В задачи подобного спектакля может входить преодоление самого понятия «группа», смещение акцента от общего признака ко множеству индивидуальностей.

«Свой век» - о талантах. Здесь взгляд на возраст таков: шестьдесят плюс - время активной жизни. Каждый герой за своим рабочим местом, у всех под рукой атрибуты профессии или хобби - кто-то стучит на швейной машинке, кто-то готовит угощение, подгадывая ко времени поклонов. Сеть осветительных приборов придумал и собрал участник спектакля, электрик, работающий здесь же, в ЗиЛе. Второй мужчина - гармонист - повторяет номер из концерта, которым покорил когда-то свою будущую жену. А познакомились они, по словам его супруги, когда тот обратился к ней с неожиданной просьбой сшить ему рубашку - для сегодняшнего дня тоже редкое умение. Семье, кстати, всего три года, а жених во время свадьбы праздновал семидесятилетний юбилей.