На фестивале «Площадь искусств» в Петербурге выступили Йонас Кауфман и Йан Бостридж

На фестивале «Площадь искусств» в Петербурге выступили два великолепных певца - Йонас Кауфман и Йан Бостридж
Йонас Кауфман сдерживал природный темперамент/ Мария Слепкова

Приезд Кауфмана стал нешуточной сенсацией, взметнув локальный рейтинг филармонического мероприятия. Закрепил же достигнутую высоту Йан Бостридж, исполнив в нервной, рефлексирующей манере «Зимний путь» Шуберта. Его гибкий, звучный голос виртуозно лавировал между бесчисленными оттенками пиано и форте. Тембровая и смысловая палитра певца казалась бесконечно разнообразной. Для каждого тона, каждой ноты он находил особенный окрас.

Исполнительскую манеру Бостриджа трудно назвать эталонной. Скорее, этюдом, выразительной зарисовкой - с нерегулярным, словно рожденным прерывистым дыханием ритмом и рваной, прихотливой фразировкой.

Бостридж исполняет «Зимний путь» десятилетиями. Было время отточить каждую фразу, жест, даже взгляд. На сцене разворачивался театр одного актера. Бостридж подходил к самой рампе, отступал, как бы в изнеможении, откидывался на корпус рояля, в отчаянии склонял голову, пряча лицо в ладонях. За роялем сидел великолепный пианист Юлиус Дрейк, постоянный партнер певца.

Йонас Кауфман представил на фестивале программу, составленную из вокальных циклов Шумана («Любовь поэта» и пять песен из цикла на стихи Кернера), Вагнера («Пять песен на стихи Матильды Везендонк») и Листа («Три сонета Петрарки»). Из перечисленного безусловно хорошо прозвучали, пожалуй, только сонеты Петрарки и пара «бисов»: в финале Кауфман наконец-то запел в полный голос, не пряча «итальянистого» окраса - благо сонеты поются по-итальянски. В рамках же камерной традиции исполнения немецких Lieder он выказывал некоторое самоограничение в звучании, сознательно притушая природный живой темперамент и открытый яркий вокал - качества, самые драгоценные в его даровании.

Санкт-Петербург