В Пушкинский привезли четыре итальянские «Мадонны с младенцем»

В Пушкинском музее на выставке можно увидеть четыре мадонны - Пьеро делла Франчески, Карло Кривелли, Козимо Туры и Джованни Беллини. Их привезли из Италии, у нас картин этих мастеров нет
«Мадонна с младенцем» Джованни Беллини запоминается херувимами/ Павел Смертин/ ТАСС

Выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии», открывшаяся в Пушкинском музее, состоит из четырех картин на один сюжет, написанных в одно и то же время - последние десятилетия XV в. Слава их авторов держится уже 500 лет, и даже как-то неудобно мерить, чья больше.

В названии выставки выделен Пьеро делла Франческа - как главный. Он самый старший среди четверых великих и наиболее чтимый - за заслуги перед Ренессансом (экспериментировал с линейной перспективой и светотенью) и любимый - за прославленные шедевры. Такие как «Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца» из Уффици или «Крещение Христа» из лондонской Национальной галереи. На выставку привезли одну из последних работ уже очень старого и слепнувшего мастера - «Мадонну с благословляющим младенцем и двумя ангелами». Или, как ее еще называют, «Мадонну Сенигалье» - по месту, где она существовала до того, как попасть в Национальную галерею Урбино.

Это довольно странное произведение, мягких розовых и голубых тонов, с одинаково сверкающими глазками всех четырех героев, бледностью оно напоминает фреску. Хотя написано на доске темперой и маслом. Гораздо тщательнее плоских лиц изображены одежды - складки ангельских рубах, застежка на корсаже Мадонны, простынка, спадающая с младенца.

«Мадонну с младенцем» Козимо Туры называют «Мадонной Зодиака» - золотые изображения зодиакальных созвездий проявляются за спиной героини фоном, словно они не такие уж и важные - эти знаки, когда перед нами Богородица и Спаситель. Ну и перекликающиеся с золотом нимбов, эти изображения еще и эффектный декоративный элемент. Хотя, как утверждают ученые пояснения, в картинах ничего для красоты нет. Ведь перед нами один из главных сюжетов христианского искусства. Каждый элемент здесь что-то значит, щегол на грозди винограда символизирует Страсти Христовы. Сидящая на другой виноградной кисти птичка - поползень - символизирует Воскресение. Почему - не понятно, но так.

Вот на маленькой и очень нарядной, с золотой парчой и жемчугом, картине Карло Кривелли над Мадонной с младенцем висят два яблока (похоже, штрифель) и огурец с пупырышками. Что яблоко напоминает о первородном грехе, понятно, но почему огурец символизирует Воскресение - решительно нет.

«Мадонна с младенцем» Кривелли - самая декоративная, нарядная и насыщенная изображениями картина на выставке. Здесь много разного: раковина в руках Христа, опять же щегол, раскрытая книга, зловещий пейзаж с вороном, сидящим на дереве, драгоценности на нимбах и в одеянии Мадонны, ее длинные пальцы и изящная шея - все это независимо от значения просто красиво и славит, можно подумать, не евангельских героев, а виртуозное мастерство художника.

Самая нежная композиция на выставке написана Джованни Беллини. Она не такая совершенная, как его же картина на тот же сюжет, которую привозили в этом году в Пушкинский из Академии Каррара в Бергамо. Пять красных херувимов, занимающих своими круглыми рожицами верх картины, слишком давят на Мадонну с младенцем. Но лицо ее - простоватое, юное, невинное и глубоко печальное (она знает, что случится с ее божественным сыном) - изумительно. Оно и реалистично, и загадочно. Трогательная деталь, описанная в каталоге, - на картине при рентгеновском просвечивании обнаружены отпечатки пальцев Беллини. Он не кистью, а подушечками пальцев накладывал белила на доску, чтобы достичь нужного тона.

Четыре «Мадонны с младенцем», привезенные из итальянских музеев, честно говоря, познавательную выставку с сюжетом не составляют. Их очень мало, чтобы делать сравнения и выводы. Но каждая - очень хороша.

До 22 февраля