Галерея «Проун» собрала советские и постсоветские натюрморты

«Ода еде» в галерее «Проун» - типичный образец выставки советского натюрморта, приготовлена по известному рецепту «что есть, то и есть»
Натюрморт Антона Тотибадзе имеет загадочное название «Пап, а давай сегодня в зоопарк»/ М. Стулов/ Ведомости

Фирменный рецепт «Проуна» - как сделать отличную выставку из двух картин и всякого разного - в «Оде еде» не дал ожидаемого результата. Видимо, тема показалась настолько беспроигрышной, что в пояснении к выставке даже вспомнили популярную советскую «Книгу о вкусной и здоровой пище», что уж просто неприличная банальность. Ошибка была уже в названии - высокий жанр оды не имеет отношения к большинству выставленных работ.

Главные ингредиенты выставки - мелкая графика больших художников и большие картины художников послабее - представляют советский натюрморт в разные годы его семидесятилетней жизни.

В ранние модернистские годы он был скуп, но честен, о чем свидетельствуют натюрморты с яблоками Николая Тырсы, Алисы Порет и Алексея Петрова. Порет, ученица Петрова-Водкина, аккуратно воспроизводит преломления и цветовые сочетания, характерные для живописи ее учителя, и, хотя явно не справляется с поставленной живописной задачей, натюрморт ее симпатичен именно своей демонстративной вторичностью. Но это, конечно, не ода скудости таланта, а так, стишок, да и не про яблоки.

Две большие картины, предоставленные на выставку госцентром РОСИЗО из своих обширных запасов бессмысленного советского искусства, закупленного государством в абсурдном избытке, вроде могли бы потянуть на оду. Но «Мастерская тортов» Ольги Яновской, написанная в конце 30-х гг. будто не маслом, а кремом, и парадно-реалистический холст Юлия Клевера «В рыбном магазине» того же времени хоть и претендуют на оду изобилию, но по жанру близки рифмованной газетной передовице, а это отдельный ненатуральный жанр. Близки им и пропагандистские изоречевки - графические материалы, выпускаемые в разные годы советской власти для убеждения народа, что если он сейчас и голоден, то вскоре будет сыт.

Авторской песнью, исполненной профессионалом, выглядят характеризующие 60-е гг. картины Андрея Васнецова «Натюрморт с колбасой» и «Пачка чая» - тут и возвращение к модернизму, и тоска по классике (палка колбасы и сопутствующие ей предметы изображены на фоне занавеса, как у старых мастеров), и мужественная депрессивность, проявляющаяся в жестких линиях и темных цветах. Постсоветский период русского натюрморта представлен работами мастеров: «Автопортретом на сковородке» Ирины Затуловской (материалы - чугун, масло, жанр - плач), тарелками с нарисованной едой Андрея Бильжо (жанр - карикатура), инсталляциями из макарон и тряпочным «Батоном» Леонида Тишкова (обманки), серией ироничных и щегольских натюрмортов Георгия, Константина и Антона Тотибадзе, духоподъемных, как грузинское застолье. И никаких од.

Натюрморт модернистского и нашего времени только кажется ясным жанром в отличие, например, от великого старого голландского натюрморта, где не только выписаны были с величайшим мастерством кожура лимона или клешни рака, но все эти дары земли и моря что-то важное символизировали. Для того чтобы понять скудный русский натюрморт советского и новейшего времени, кажется, не требуется специальных знаний, все и так ясно. Но нет, сборные выставки про еду, открывающиеся достаточно часто, как правило, в единое целое - смысловое, пластическое, эмоциональное - не складываются. Загадка жанра не поддается стандартному решению.

До 15 февраля