Статья опубликована в № 3751 от 16.01.2015 под заголовком: «Левиафан» пошел за «Оскаром»

«Левиафан» пошел за «Оскаром»

«Левиафан» Андрея Звягинцева вошел в пятерку номинантов на «Оскара» за фильм на иностранном языке. А в главной номинации сойдутся «Отрочество», «Бёрдмен» и «Отель «Гранд Будапешт»
Номинантов-2015 начали объявлять режиссеры Джей Джей Абрамс (слева) и Альфонсо Куарон
Mark Ralston / AFP

Так уж выходит, что заметки про главные американские кинопремии в этом году надо начинать с номинации «Лучший фильм на иностранном языке», и это, конечно, приятно. «Левиафан», только что выигравший в этой категории «Золотой глобус», вышел на финишную прямую самой главной гонки - за призами Американской киноакадемии. Отбор в оскаровскую номинацию иноязычных фильмов проходил в два этапа, на первом было девять картин, вчера осталось пять: кроме «Левиафана» это польская «Ида» Павла Павликовского, аргентинские «Дикие истории» Дамьяна Шифрона, эстонские «Мандарины» Зазы Урушадзе и мавританская «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако, выпускника, между прочим, ВГИКа.

Шансы «Левиафана», мне кажется, высоки - и не потому, конечно, что на родине на него уже вылиты ушаты помоев из лагеря, обитатели которого повсюду ищут оскорбление каких-нибудь чувств, на этот раз национальных. Как ни странно, чем больше информационного мусора нагромождается вокруг «Левиафана», тем яснее становится и его масштаб, и то, что он вообще-то не про ужасный лик современной России, а про более сложные отношения человека с над- и нечеловеческим, не только с государством, но и с Богом. И что Звягинцев снимает высокую притчу, даже когда она завернута в эффектную обертку социального памфлета. Но обо всем этом будет повод поговорить подробно, когда «Левиафан» (надеюсь) выйдет в отечественный прокат, хотя и покореженный цензурой. Потому что торренты торрентами, а увидеть величественные северные пейзажи, снятые оператором Михаилом Кричманом, лучше бы на большом экране.

В главную номинацию - «Лучший фильм» - вошло восемь картин. Это триумфаторы «Золотого глобуса» «Отрочество» и «Отель «Гранд Будапешт», а также «Бёрдмен», уступивший «Гранд Будапешту» в глобусовской номинации «Лучшая комедия или мюзикл», - среди этой тройки развернется основное соперничество. Дальше следуют лауреат «Санденса» «Одержимость», «Американский снайпер» Клинта Иствуда, «Сельма» о маршах Мартина Лютера Кинга и две биографии выдающихся ученых - «Теория всего» про Стивена Хокинга и «Игра в имитацию» про Алана Тьюринга.

На «Золотом глобусе» выиграл Хокинг, в смысле исполнивший его роль Эдди Редмейн. Но «Глобус», вопреки журналистскому клише, вовсе не «репетиция «Оскара», и на сей раз Редмейн выступает в одной категории с Майклом Китоном из «Бёрдмена», получившим свой «глобус» за «комедию или мюзикл». На «Оскара» за лучшую мужскую роль претендуют также прыгнувший выше головы в «Охотнике на лис» Стив Кэррел, Брэдли Купер из «Американского снайпера» и Бенедикт Камбербатч из «Игры в имитацию».

«Лучшая женская роль» - единственная номинация, которой (в лице Розамунд Пайк) удостоилась «Исчезнувшая». Поразительно, но картину Дэвида Финчера не отметили даже за безупречный монтаж. Зато в женской номинации неожиданно выступает Марион Котийяр из бельгийских «Двух дней, одной ночи», при том что сам фильм братьев Дарденн не попал в пятерку иностранных картин. Другие номинантки - Джулианна Мур (уже получившая «Глобус» за «Все еще Элис»), Фелисити Джонс из «Теории всего» и Риз Уизерспун из «Дикой».

За звание лучшего режиссера соревнуются Ричард Линклейтер («Отрочество»), Уэс Андерсон («Отель «Гранд Будапешт»), Алехандро Г. (как теперь пишут вместо Гонсалес) Иньярриту («Бёрдмен»), Беннет Миллер («Охотник на лис») и Мортен Тильдум («Игра в имитацию»).

В номинациях за «художественность» (операторская работа, дизайн, костюмы) присутствует британский «Мистер Тёрнер» Майка Ли. В «технических» (визуальные эффекты, звук) - «Интерстеллар», последний «Хоббит» и «Стражи Галактики». В музыкальной категории царит Александр Деспла, отмеченный сразу за «Отель «Гранд Будапешт» и «Игру в имитацию». В анимации конкуренцию фильмам американских студий составят европейская «Песнь моря» и «Сказание о принцессе Кагуя» японского классика Исао Такахаты.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать