Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 3752 от 19.01.2015 под заголовком: Будущее вернулось

Что покажут на кинофестивале «2morrow/Завтра»

У кинофестиваля 2morrow, который откроется завтра в Музее Москвы на Зубовском бульваре, роскошная программа - с каннскими «Чудесами», вампирами из Ирана и полной версией «Нимфоманки»
«Чудеса» Аличе Рорвахер - главный номер конкурсной программы
outnow.ch

Две новости «Завтра/2morrow»: фестиваль впервые пройдет не осенью, а зимой и впервые - в Музее Москвы (который стал партнером фестиваля) и расположенном по соседству Центре документального кино.

Осенний 2morrow не состоялся из-за отказа в госфинансировании, но методом краудфандинга команда под руководством Ольги Дыховичной собрала средства на один фестивальный уикенд и смогла начать подготовку к зимней программе, которая составлена изящно и продуманно.

Фестиваль, как обычно, компактен - всего пять дней. Но по насыщенности не уступает гигантскому официозному ММКФ, а по осмысленности превосходит его в разы. Надо отметить и удобство: дневные сеансы запланированы только на уикенд, в остальные дни фильмы будут показывать лишь по вечерам. На все, конечно, не успеть, но на многое и важное - можно.

Хотя важным тут как раз и кажется все - от больших фестивальных хитов, не попавших в российский прокат, до редкостей, которых не увидишь больше нигде.

Афиша поделена на восемь секций. Первая - конкурс, концептуализированный составителями через понятие границы (пограничных территорий, состояний, возрастов). Главный фильм здесь - «Чудеса» Аличе Рорвахер, открытие Каннского фестиваля - 2014 (где он получил Гран-при, вторую после «Золотой пальмовой ветви» награду). Его герои - семья пчеловодов - живут на земле, которая считается родиной древних этрусков, и это обстоятельство, отзываясь комическим эхом в сюжете, позволяет режиссеру выстроить точную дистанцию по отношению к другому большому мифу - великому итальянскому кино: кажется, что в «Чудесах» Аличе Рорвахер заново изобретает неореализм, насыщая традицию новым опытом осмысления границ между личным и общим, игровым и документальным. Получается свежая и смелая, нежная и умная картина.

Еще один каннский призер («Золотая камера» за дебют) в конкурсе 2morrow - французская Party Girl, полудокументальная история 60-летней бывшей стриптизерши, которая с возрастом не собирается менять привычки и образ жизни. «Хауха» аргентинца Лисандро Алонсо, созерцательное кино о пустынных землях Патагонии 1882 г., тоже из каннской программы, но отмечена лишь неофициальной наградой кинопрессы (ФИПРЕССИ).

Испанская «Волшебная девочка» - уже не из Каннов, а из Сан-Себастьяна, где ее автор Карлос Вермут был назван лучшим режиссером. А индийский «Суд» (режиссер Чайтанья Тамгани) - из Венеции, где получил главный приз параллельной программы «Горизонты».

В Москве аналогом венецианских «Горизонтов» служит одноименная фестивалю секция Tomorrow, территория экспериментов с киноязыком. Самой заметной приманкой здесь выглядит трехчасовой комедийно-детективный мини-сериал Брюно Дюмона «Малыш Кенкен», в котором один из главных французских киноавторов нулевых, неожиданно сменив формат и жанр, продолжает развивать знакомые по прежним фильмам темы и мотивы. Другие авторы секции Toworrow показывают мир глазами то людей, то животных («Была ты нежна и прекрасна» Жозефин Декер), переводят отношения влюбленных в цифровой формат чатов, скайпа и фейсбука («10 000 км» Карлоса Маркес-Марсета), монтируют съемки на 16-миллиметровую пленку с кадрами, сделанными смартфонами и веб-камерами («Прекрасная молодость» Хайме Росалеса), пытаются соединить поэму Брехта с поэтикой французской новой волны («Free Range - Баллада о принятии мира» Вейко Ыунпуу). Ну и, наконец, где еще вы увидите иранский фильм про вампиров («Девушка ночью гуляет одна» Аны Лили Амирпур)?

Третья программа - документальная. Она привычно проходит под вывеской фестиваля Beat Film и составлена его кураторами Аленой Бочаровой и Кириллом Сорокиным. Здесь будут фильмы об Ай Вэйвэе, Сьюзен Сонтаг и эксцентричном мэре Боготы, но завлекательней всего, по-моему, выглядит «Встреча выпускников» - лауреат шведской национальной кинопремии за лучший игровой фильм, хотя на самом деле акционистка Анна Оделл сняла документальный.

Четвертая секция - «Офсайд». Ее кураторы Мария Кувшинова и Иван Чувиляев собрали фильмы, снятые в российских регионах, - независимые, микробюджетные, жанровые, часто злые.

В программу «Шум времени» куратор Анна Меликова включила эпический пятичасовой фильм Лава Диаза «От предшествующего» о Филиппинах времен диктатуры Маркоса, «Будущее» Луиса Лопеса Карраско о постфранкистской Испании, «Письма к Максу» Эрика Бодлера, фиксирующие в документах, аудиозаписях, изображениях «промежуточный» статус непризнанного государства Абхазия. Здесь же гиперреалистическое, снятое без слов «Племя» Мирослава Слабошпицкого о закрытом сообществе глухих, еще одно громкое каннское открытие 2014 г. (Гран-при программы «Неделя критики»).

Среди «гала-премьер» - «Форс-мажор (Турист)» Рубена Остлунда, одна из лучших картин каннской программы «Особый взгляд», и триумфатор Венеции-2014 - фильм Роя Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни». А в ранге спецсобытия будет «Нимфоманка» Ларса фон Триера со всеми сценами, которые не добрались до широкого проката.

Фестиваль пройдет с 20 по 25 января в Музее Москвы

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать