В комедии «Дикие истории» Аргентина - практически Россия

В комедии Дамиана Шифрона «Дикие истории» (Relatos salvajes), номинанте на «Оскара» от Аргентины, российский зритель увидит не меньше знакомого, чем в «Горько!» или «Левиафане»
Финальная новелла фильма - практически наше «Горько!»/ kinopoisk.ru

Пока в России спорили, кто лучше представит на «Оскаре» национальный характер - «Левиафан» или «Горько!», Аргентина предложила Американской киноакадемии фильм, в котором как будто объединены обе эти картины. Тут и свадьба со скандалом, и системная коррупция на всех этажах социальной лестницы. С поправкой на климат и темперамент «Дикие истории» - кино настолько же об Аргентине, насколько о России. И даже две беды, которые у нас почитаются исконно национальными, аргентинцам отлично знакомы. Дамиан Шифрон снял сборник анекдотов, большинство персонажей которых - дураки на дороге.

Есть история про то, как на трассе городской хлыщ на новой Audi пытался согнать с левой полосы деревенщину на колымаге, а тот нарочно не уступал. Есть про сына богатого и влиятельного человека, который сбил беременную женщину, - и семья пытается представить дело так, будто за рулем был пьяный садовник. Есть, наконец, новелла про эвакуаторы, над которой рядовой московский автолюбитель будет смеяться и рыдать. В Буэнос-Айресе все как у нас: остановился на пять минут купить торт, а машину уже увез «крокодил» аффилированной с городскими властями частной компании, и поди докажи потом, что припарковался без нарушений, а разметка была стерта.

Все истории Дамиан Шифрон остроумно объединил темой мести. Анекдотичность в том, что каждая начинается с пустяка и превращается в катастрофу, пропадай моя телега, все четыре колеса. Дружный хохот сотрясает зрительный зал уже на новелле, предваряющей вступительные титры. Она про пассажиров самолета, которые попали на один рейс, потому что когда-то случайно или намеренно обидели одного и того же человека. После череды удивлений выясняется, что этот бездарный композитор, неудачник, удостоенный убийственной рецензии, брошенный девушкой, преданный другом, отовсюду уволенный, работает на рейсе стюардом, только что зашел с кофе в кабину пилотов и заперся там. Когда самолет уже входит в штопор, в кабину стучится бывший психоаналитик обиженного (несправедливо увеличивший свой гонорар) и кричит, что тот ни в чем не виноват, а виноваты только родители. Тут камера показывает идиллическую лужайку загородного дома, на которой отдыхает пара пенсионеров. А теперь угадайте, куда спикирует самолет.

Только не кидайте в меня помидорами, я просто хотел на самом первом и простом примере показать, как все в этом фильме устроено. Но анекдоты Шифрона смешны и после пересказа, потому что дело ведь не только в сюжетах, а в интонациях, с которыми они разыграны. В них нет второго дна, но почти во всякой истории случается поворот, делающий ситуацию не такой однозначной, как кажется поначалу. Неадекватные реакции порождают лавину гомерических гэгов с абсурдными последствиями, не оставляющими возможности, оказавшись на месте происшествия, понять его причину. «У вас есть предположения, детектив, что здесь случилось?»

Хотя, если вернуться к истории с эвакуатором, последствия как раз очень логичны. Ибо терпению даже самого законопослушного автолюбителя есть предел.