Натали Эник в книге «Слава Ван Гога» препарировала миф

Социолог Натали Эник в книге «Слава Ван Гога» препарирует миф о великом художнике. Ее интересует не сам Ван Гог, а механизм и смысл создания его мифа

Полное название книги Натали Эник, изданной арт-фондом «Виктория - искусство быть современным»: «Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения». Кого не испугает подзаголовок, тот прочтет это ученое исследование с интересом и не без удовольствия. Вызванного не только занимательностью работы, но и приятным фактом, что никаких ахов, вздохов и упреков в ней нет. Там никого не судят - только изучают.

Пафоса достаточно в цитатах из других текстов о Ван Гоге, ставшем идеальным образом (иконой) художника-модерниста - новатора, отщепенца, безумца, святого праведника нового искусства, спасителя его от академических штампов и косности. Он был признан к концу жизни (когда не имел возможности повредить мифу о себе) профессиональным сообществом - художниками его круга и критиками. И только через много лет был принят «здравым смыслом», как Эник называет публику.

Критика с опережением и чувством превосходства, поскольку считала себя провидицей, формировала миф о современном гении. Публика с опозданием и чувством вины («Ван Гог самоубитый обществом», - обвинял Антонен Арто) миф потребляла.

«После того как этим занялся ученый мир посредством специальных текстов, конструирование величия было подхвачено миром обывателей: отныне всякий может с помощью действий, а не только слов, изъявить свое восхищение и одновременно его «обосновать», удостоверяя достоинство объекта через умножения проявлений восхищения. Ван Гог, которым восхищаются в силу его величия, велик в силу того, что им восхищаются».

До массового восхищения-поклонения биография Ван Гога, в самом деле драматичная, должна была обрести черты агиографии, он сам стать в умах публики отшельником и мучеником, его живопись - проявлением артистической святости, чудом, болезнь - печатью избранности. Все это обязано было закончиться паломничеством.

К моменту первого издания книги, а случилось это без малого четверть века назад, о Ван Гоге было снято 82 документальных и игровых фильма, из них половина - в 80-е гг. Если бы Эник продолжила свое исследование, то, возможно, показала бы, как миф Ван Гога достиг своего апогея и начал терять силу. Общество повернулось к потреблению и перестало нуждаться в святых страдальцах.

Прогрессивное профессиональное сообщество поспешило предложить косному обществу новые идеалы и модели художественного поведения. Например, художника, такого же, как они, представителя народа, «здравого смысла», любителя Микки-Маусов и Мэрилин Монро, комиксов и надувных игрушек, трудящегося на арт-производстве, на «Фабрике». Энди Уорхола вполне можно считать кумиром, заменившим Ван Гога. В том же образе держится, например, и Джеф Кунс. Но он вряд ли станет объектом поклонения. «Здравый смысл» видит в художнике обманщика, а в себе - праведника.

Натали Эник. Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения. М.: V-A-C-press, 2014