Александр Самохвалов на выставке в Русском музее показан не советским художником

На выставке Александра Самохвалова в Русском музее можно подумать, что ее герой - не образцовый советский художник, а формалист и гедонист
«Кондукторша» Самохвалова - неземная женщина/ Татьяна Горд/ Русский Музей

Проходящая в Русском музее юбилейная - к 125-летию художника - выставка, безусловно, стала одним из интереснейших событий художественной жизни двух столиц. Кроме того что работы представлены на ней отличные и доставляющие удовольствие, так и представлено творчество Самохвалова на ней неполно. К большому зрительскому счастью.

Не то чтобы махровый соцреалистический период его творчества совсем обойден, но к нему отнеслись без особого внимания. Только одна большая картина «Появление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде советов» 1940 г. грязью красок, фальшивостью фигур и композиционным маразмом портит светлый настрой экспозиции. Да и то за идеологическим чудовищем как утешение выглядывает портрет второй жены художника - тонкой лепки лицо, соломенная шляпка, красивая тонкая рука держит алую книгу, звонко контрастирующую с желтой юбкой. Ничего советского в этой милой даме нет, да и здоровье ее не выпирает из тела, как у большинства самохваловских девушек. Портрет этот написан в 1957 г. достаточно традиционно, даже старомодно, если сравнивать его с ранними вещами художника, представленными на выставке.

Для Александра Самохвалова определение «советский» - не указание гражданства, а почетное звание. Он, как и художник Александр Дейнека, скульптор Вера Мухина, архитектор Иван Щусев, фотограф Александр Родченко или кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, - гордость советской культуры и ее создатель. Носитель званий, лауреат премий, творец мифов. Самохвалов принял ответственность за миф о здоровом теле нового советского человека, спортсмена и труженика, о радости жизни в голодных 20-30-х, когда ковалась сталь новой идеологии, убеждающей людей в неизбежности светлого будущего. Одна из главных героинь этого мифа - широколицая девушка в обтягивающей крепкую грудь полосатой футболке. Знаменательно, что именно этого канонического образа на выставке нет - «Девушка в футболке» отправлена за границу представлять советское искусство, что и понятно: «Ленина на съезде» нигде не ждут, а спортсменка без устали олицетворяет здоровых советских венер и всем своим видом славит первые десятилетия советской власти. На выставке висит ее механическая репродукция, словно список с иконы.

В отсутствие идеологических ужасов и достижений совершенно по-человечески и очень художественно раскрываются даже самые известные картины художника, женские. Самохвалов писал женщин всю жизнь, без устали, с радостью и чувственно. Примером здорового эротизма по праву считается приспустившая трусы и обнажившая бритый лобок героиня картины «После кросса». Но и многочисленные метростроевки на этой выставке не выглядят девственницами-валькириями, богинями труда. Сильные, напряженные тела комсомолок с упругой грудью и круглым животом пышут жаром, а сверла, лопаты и отбойные молотки в их руках смотрятся монументальными фаллическими символами. Особенно кокетлива героиня «Метростроевки у бетоньерки» - глаз горит, попа оттопырена, зубки сверкают, голубые бусы обнимают шею.

Если забыть миф, который они иллюстрируют, - об оптимизме и энтузиазме копателей тоннеля в большом городе, - то можно принять их за деревенских девок, вышедших в город на поиск радостей жизни. Посмотреть на них так заставляет вся выставка, представляющая Александра Самохвалова не как певца пятилеток, а большим буржуазным художником, отдавшим в молодости дань формализму и эксперименту и успокоившимся в мире женщин и детей.

Самохвалов учился сначала на архитектора, потом у Петрова-Водкина и у древнерусских фресок. И кажется, что все свои знания сплавил в своей живописной манере, наилучшим образом проявившейся в работах 20-30-х гг., где тракторист с трактористкой в приволжских степях писаны на голубом фоне легкими ангелами, а кондукторша парит в пространстве картины как воинственный архангел в неземном свете. Ну а все тяжелое, пастозное и мрачное, принесшее ему государственный почет и звания, - так то от лукавого. Не хочется вспоминать.

Принято представлять художника в контексте своего времени, и это правильно. Но вынуть его из обстоятельств жизни, собственных воспоминаний и признаний, очистить от мифов, им же самим созданных, - исключительно интересно. В Русском музее показали выставку советского художника как не советского. Самохвалов от этого очень выиграл.

До 2 февраля