В издательстве «Барбарис» воспроизвели гостевые тетрадки художника и поэта Михаила Гробмана

В них отметились тогда неизвестные, а теперь знаменитые люди искусства

Как и все создания издательства «Барбарис», «Текстильщики. Гостевые тетради Михаила Гробмана. 1964-1971» очень красивы - папка идеальной квадратной формы, глубочайшего черного, не в каждой типографии достигаемого цвета хранит в себе книгу и 18 факсимильных воспроизведений школьных тетрадей полувековой давности: блеклая обложка, бледные линейки, поля, цена - 1 копейка, на обороте - клятва октябрят. На обложках старательным мелким почерком обозначено, что это тетрадь «для автографов у Мих. Гробмана в Текстильщиках», и даты.

Первая начинается 6 декабря 1964 г., на последней стоит год отъезда хозяина гостевой книги в Израиль. Внутри размашистые, витиеватые, небрежные, остроумные или никакие слова и рисунки, сделанные гостями дома, бывшего одним из мест сбора молодой московской богемы - безденежной, беззаботной, не особо ищущей признания, но уверенной в собственных талантах и светлом будущем.

Среди авторов в достатке теперешних знаменитостей, уже умерших или поныне здравствующих классиков русского искусства и литературы. Одни наведывались к Гробманам - Михаилу и его жене Ирине Врубель-Голубкиной - редко. Например, следов пребывания Ильи Кабакова, нарисовавшего однажды смешную картинку с лошадью на лошади, не много. Другие, как Михаил Шварцман, оставивший каллиграфическую запись-рисунок «Гробуша, ты обладатель выразительной коллекции исповедальных бумажек московской школы. М. Шварцман. 10/VI-66 г.», приходили чаще. Разворот 13 августа 1966 г., где на одной стороне стоит клякса (или черный квадрат) Михаила Рогинского, а на другой - неаккуратный рисунок Бориса Турецкого, можно считать почти музейной вещью. Есть и пустые страницы, они также воспроизведены, как и автографы людей, так и не вкусивших славы.

Хозяйка «Барбариса», его художник и арт-директор Ирина Тарханова с пиететом отнеслась к этим сборникам автографов, шутя продолжающих традиции дворянских альбомов и «Чукоккалы» Корнея Чуковского. Она увидела в них проявление личной свободы и независимости от советских обстоятельств людей «второго русского авангарда» и примкнувших к ним попутчиков, среди которых были и заезжие журналисты, и коллекционеры - во главе с Георгием Костаки, впервые увидевшим у Гробмана рисунки Владимира Яковлева.

В сопровождающей тетради книге безукоризненно элегантного дизайна содержатся расшифровки записей, фотографии дома, его гостей и хозяев, а также фрагменты из дневника Гробмана. Например, рисунок, изображающий человека в пальто, подписан: «Это я 17/III-69 г. Лимонов Эдик», и дальше из дневника: «Эдик Лимонов приехал, он будет шить Ирке платье. Мы беседовали о стихах, пили джин и вермут». Всю эту прозу чужой жизни «Барбарис» превратил в литературно-художественный памятник.

«Текстильщики. Гостевые тетради Михаила Гробмана. 1964-1971». М.: Барбарис, 2015