Музей в банке

За 20 лет группа Unicredit собрала коллекцию в 60000 предметов искусства
Корпоративная художественная коллекция Группы UniCredit объединяет более 60 000 различных предметов мирового искусства

Существует масса причин для создания корпоративных коллекций: забота о нашем культурном наследии, попытка понять мир через искусство, желание участвовать в его жизни и размышлять о нем, стремление поддержать молодые таланты... Тем не менее большинство корпоративных коллекций порождены прежде всего потребностью сделать интерьер офисов более привлекательным... Но как только дело сделано, становится ясно, что повседневное присутствие арт-объектов в рабочей среде не оставляет вас равнодушным, пробуждает интерес к ним, а иногда и стимулирует мыслительный процесс, что далеко выходит за рамки простого желания украсить интерьер. И потому в последние годы коммерческие компании все больше внимания уделяют коммуникативному потенциалу искусства; дело дошло до того, что собирание коллекций стало неотъемлемой частью корпоративной культуры». Эти слова принадлежат Бербель Копплин, главе подразделения по культуре и искусству и куратору коллекции банка HypoVereinsbank, который входит в состав Группы UniCredit. Пожалуй, точнее о мотивах возникновения корпоративных собраний искусства и не скажешь. Зачастую, появившись по сугубо «практическим» соображениям, эти собрания с годами становятся не только полноценными коллекциями, но и исследовательскими культурологическими проектами.

Масштабы художественной коллекции UniCredit, объединяющей собрания банков, которые вошли в нее в то или иное время, впечатляют. Это более 60 000 самых различных предметов мирового искусства в 3000-летнем диапазоне: от доисторичес­ких артефактов из Месопотамии, образцов готичес­кой живописи и драгоценных гобеленов Ренессанса до уникальных фотографий и работ современных художников-экспериментаторов. В собрании головной итальянской компании – общей численностью около 25 000 работ – имеются шедевры знаменитых венецианцев Тинторетто и Каналетто, а также Доссо Досси и других мастеров Возрождения. Представленная HypoVereinsbank немецкая часть (20 000 предметов) может похвастаться живописными полотнами европейских художников разных эпох, в том числе Франсуа Буше, Франсиско Гойи, Густава Климта, Макса Либермана, Оскара Кокошки. Свой весомый вклад вносит и Bank Austria: на его долю приходится 10 000 работ, включая объемное собрание произведений современного искусства.

Один из самых значительных массивов общей коллекции составляют фотографии – это более 4000 исторических (в том числе созданных в XIX веке) и современных снимков. Некоторые из них демонстрировались и в Москве (начиная с 2009 года UniCredit ведет активную выставочную деятельность, и передвижные экспозиции с участием шедевров из корпоративной коллекции путешествуют по разным городам Европы). Совсем недавно закончил работу фотопроект «Факты и вымыслы» в Мультимедиа Арт Музее, а три года назад на «Винзаводе» проходила выставка «Люди и город», где среди прочих экспонатов можно было увидеть и две работы советских художников – из собрания московского отделения группы.

Совпадение ли это или, наоборот, закономерность, но влившемуся в 2005 году в состав группы Международному московскому банку (теперь ЮниКредит Банк) тоже было что предъявить по художественной части своим европейским коллегам. Корпоративная коллекция русской живописи и графики, которая сегодня включает в себя 100 работ, зародилась еще в 1993-м, когда строилось новое офисное здание банка на Пречистенской набережной.

Работа художника Арсения Шульца «Царские Ваньки-Маньки» / Архив пресс-службы

Все начиналось почти так же, как сказала госпожа Копплин, – с оформления интерьера. Архитекторы здания посоветовали руководству банка украсить стены открывающегося офиса произведениями искусства. Эта идея пришлась по вкусу. Только вот какие именно картины выбрать? Надо сказать, что в начале 90-х многие финансовые организации приглашались к участию в различных культурных проектах – по простой причине отсутствия необходимых средств у инициаторов этих проектов. Такие предложения неоднократно поступали и в ММБ, где в какой-то момент было принято решение провести собеседование с несколькими искусствоведами.

Одним из них был Александр Балашов. Он обратил внимание руководителей банка на такое, с его точки зрения, интересное и художественно значимое, но совершенно не изученное явление русского искусства, как период между авангардом и соцреализмом, существовавший параллельно «официальной» культуре, так называемый поставангад. Это были 1920–1930 годы, когда творили ровесники века, питомцы ВХУТЕМАСа, считавшие себя наследниками авангардистов, но спорившие с ними, искавшие новые форм самовыражения в рамках самых разных школ, стилей и направлений, пытавшиеся создать собственные системы эстетических ценностей, независимые от господствующей в стране идеологичес­кой программы. Такое искусство иногда называют независимым или даже репрессированным. Оно не было признано официально и, по сути, даже не имело своего зрителя. С другой стороны, существуя вне рынка, оно априори создавалось без оглядки на цензуру – а потому было абсолютно свободным и искренним и главным своим предметом считало частную жизнь простого человека в стремительно меняющемся новом мире – что само по себе делало это искусство оппозиционным.

Тема показалась привлекательной. Это было созвучно началу 90-х – заново открывать для себя недавнюю историю, узнавать неоправданно забытые имена, разгадывать суровые тайны сталинской эпохи.

«С самого начала это был социальный проект», – говорит Александр Балашов, в итоге ставший куратором корпоративной коллекции. Банк взял на себя не только собирательскую функцию, но и во многом исследовательскую работу по изучению и сохранению этой малознакомой страницы российского культурного наследия.

Среди художников, чьи работы сегодня представлены в коллекции, есть и довольно известные имена, например Александр Древин, Надежда Удальцова, Михаил Соколов, Леонид Зусман, Леонид Чупятов, Александр Лабас, Константин Чеботарев. Наряду с ними есть и те, кто знаком лишь специалистам-искусствоведам. В их числе Василий Коротеев, Екатерина Белякова, Григорий Костюхин, Владимир Храковский. Настоящим открытием коллекции стала графика Арсения Шульца – художника, чье имя всплыло из небытия лишь в 2005 году, когда стали доступны архивы его вдовы.

Как заметил Александр Балашов, практически никто из поставангардистов даже не думал об эмиграции, они хотели жить и творить в своей стране, искать новые смыслы и новых героев. «Русское искусство этого времени совершенно не чувствовало себя каким-то провинциальным, неполноценным, отставшим от мировых тенденций. Наоборот, у художников было ощущение, что они впереди планеты всей, – говорит искусствовед. – И они были счастливы работать вне рынка, хотя при этом жили впроголодь». Неудивительно, что многие начинали заниматься «прикладной» деятельностью: уходили в создание книжных иллюстраций или театральных эскизов.

Судьбы некоторых художников сложились трагически. Выдающийся мастер, педагог Александр Древин, создавший знаменитые циклы – алтайский и армянский, в 1938-м был расстрелян. Талантливый живописец, профессор, доцент ВХУТЕИНа Владимир Храковский был обвинен в формализме и политической отсталости и в 1932 году из-за нервного срыва сжег все свои работы. Один из самых ярких пейзажистов и графиков своего поколения Михаил Соколов по доносу был арестован в 1938-м и пережил семь лет лагерей. На этом фоне удивительной кажется история Константина Чеботарева, одного из лидеров молодого искусства Казани. За его плечами была Гражданская, в которой он воевал на стороне белых. По счастью, Чеботарев не был ни арестован, ни расстрелян, прожил долгую, хоть и непростую жизнь, работал театральным художником, за четыре года до смерти, в 1970-м, даже был принят в Союз художников.

«Вглядываясь в эти работы, собирая их вместе, мы прислушиваемся к драматичным историям отдельных людей», – говорит Александр Балашов. При этом, рассматривая выпущенные банком каталоги, вы будете поражены большому количеству удивительно светлых и жизнеутверждающих работ. К слову, коллекция на 90 процентов пополняется за счет приобретений «из первых рук», у наследников художников, так что у каждого из них – безукоризненный провенанс.

Безусловно, собрание не хранится в сейфах. Все работы экспонируются в центральном офисе банка: в фойе, коридорах, кабинетах сотрудников. «Мы участвуем в галерейных выставках. И очень надеемся, что будем участвовать в организации выставок в больших музеях, – подчеркивает Балашов. – Несмотря на то что за 20-летний период проведена значительная работа, мы еще только в самом начале пути, наша коллекция еще только складывается».