Тысяча цветов часов Hermes Arceau Millefiori

Искусство древних стеклодувов оживает на циферблатах
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Красочные циферблаты часов Arceau Millefiori Дома Hermes создаются стекольщиками Cristalleries Royales des Saint-Louis так же, как и тысячу лет назад
Архив пресс-службы

Тысячи цветов или чуть меньше украшают циферблаты новых часов Arceau, представленных часовым подразделением Дома Hermès на последней выставке Baselworld 2014. Выполнены эти яркие циферблаты в декоративной технике millefiori, истоки изобретения которой уходят во времена Римской империи, Финикии и Александрии – найденные в этих регионах образцы разноцветного стекла датируются еще II веком до н. э. Название Millefiori так и переводится с итальянского – «тысяча цветов» и связано с эффектом, который производит ноу-хау этой стеклодувной техники.

Впрочем, до XIX века ее называли просто стеклянной мозаикой, или мозаичными бусинами, а сам термин millefiori был впервые использован автором книги Curiosities of Glass Making Эпсли Пеллаттом и вслед за ним попал в Оксфордский словарь лишь в 1849 году. Но суть техники «тысячи цветов» в истории и на циферблатах Arceau Millefiori это не меняет. И способ ее создания все тот же, что и в прежние века. Сначала мастер изготавливает из стекла двух или более цветов длинные тонкие цилиндры или скорее трубочки, которые в cвоем срезе уже переливаются яркими красками. Затем он выкладывает из десятка и более таких трубочек задуманный рисунок и немного расплавляет стекло до определенной температуры, чтобы из них получилась единая стеклянная конструкция. И вот уже эта конструкция цилиндра дает в срезе знаменитое многоцветье.

Из таких элементов создавались вазы и чаши, а сами окружности или диски широко использовались для изготовления украшений. Подобные подвески, серьги и кольца из разноцветного стекла millefiori сегодня можно найти во многих ремесленных лавочках Венеции – их производством уже несколько столетий занимаются мастера острова Мурано, и потому данная техника в первую очередь ассоциируется с венецианской школой стекла. И действительно, в XV веке стеклодувы этого острова создавали произведения из цилиндров и бусин, которые они сами называли rosetta.

В конце XVIII века, с началом нашествия Наполеона и последующим разграблением Венецианской республики, ремесленное производство приостановилось и эта техника была утеряна, а затем вновь возродилась во второй половине XIX столетия, причем не только в Италии, но и в Англии и Франции. В последней она буквально пришлась ко двору на мануфактуре Cristalleries Royales de Saint-Louis – в то время официального поставщика изделий из хрусталя и стекла французских монархов. Мастера мануфактуры не просто овладели техникой millefiori, но довели ее до совершенства и искусно претворяют в жизнь это ноу-хау до сих пор.

На циферблатах часов Hermès Arceau эта сложная техника появилась пусть и неожиданным, но – если опять же знать историю – вполне логичным путем. Еще в 1993 году мануфактура Cristalleries Royales de Saint-Louis вошла в состав Hermès Group – ее тогдашний президент Жан-Луи Дюма фактически спас это старинное производство от грозившего ему разорения. На прошлой выставке Baselworld 2013 в павильоне Hermès представили совместный проект с Jaeger-LeCoultre: знаменитые настольные часы Atmos в хрустальном футляре, выполненном стеклодувами Saint-Louis.

И вот теперь традиция художественной обработки стекла Saint-Louis соединилась уже полнос­тью в дизайне и механике Hermès. Два с половиной года назад Филипп Дельоталь, креативный директор La Montre Hermès, обратил пристальное внимание на изготовленное на мануфактуре Cristalleries Royales de Saint-Louis пресс-папье в технике millefiori и решил, что этот декоративный прием идеально подойдет к циферблатам часов Hermès.

Для реализации замысла Дельоталя мастерам мануфактуры приш­лось второй раз в истории производства усовершенствовать собственную технику – ни вазы, ни пресс-папье Saint-Louis не делались такими плоскими и идеально ровными и гладкими, какими должны были стать циферблаты Arceau.

Для того чтобы получить желаемый результат, готовые стеклянные цилиндры даже отправляли на специализированную фабрику в Германии: ее оборудование позволяло буквально нарезать цветное стекло тончайшими слоями, причем первый и второй, а порой и третий срезы забраковывались (по краям стекла могут быть пузырьки воздуха и мельчайшие дырочки), и только его внутренние слои совершенны.

Так были получены по 25 циферблатов для каждой лимитированной модели, и при этом их толщина составляла 6 мм, что на 4 мм меньше самого тонкого слоя стеклянного диска millefiori.

Всего в линии Arceau Millefiori пять моделей – две женских с корпусом из белого золота диаметром 38 мм, одна мужская наручная на крокодиловом ремешке и еще две вариации карманных часов; под мозаикой «миллефиори» в этих часах отсчет времени ведет мануфактурный автоматический механизм калибра H912 и H1837 соответственно.

Но как раз точный механический отсчет времени в Arceau Millefiori не главное. Один только взгляд на циферблат этих часов заставляет работать воображение и живо представлять, как из печи мануфактуры Cristalleries Royales de Saint-Louis извлекается стекольная масса, как с помощью передаваемой друг другу выдувательной трубки стеклодувы получают тонкие, похожие на сахарные леденцы стеклянные трубочки; как эти красочные элементы собирают в узоры, пока стекло не остыло, как в чугунной чаше из фрагментов таких трубочек формируют цветочный узор, вновь расплавляют и «замуровывают» в стекле.

Именно этот древний, не лишенный магии ремесленный ритуал, придающий стеклу необычайное богатство рисунка, заставляет циферблаты Arceau Millefiori играть новыми красками, а нас – смот­реть на течение времени сквозь призму многообразия жизни, а то и вовсе забывать о ее быстротечности.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more