Три «Д» успеха Джорджо Армани

Залогом своих достижений знаменитый дизайнер называет достоинство, дисциплину и чувство долга
Почти четыре десятилетия Джорджо Армани каждой своей новой коллекцией доказывает, что «умеренность – это ключ к элегантности»/ Luca Bruno/AP

В Милане внимание привлекает множество деталей, порой несовместимых. Говорят, в Милане есть дворцы и сады, спрятанные от посторонних глаз. В них торжествуют строгая трудовая этика и вкус к высокой культуре, они неброские и минималистичные, но ни в коем случае не безымянные.

Но лучше всего стиль этого города, одной из мировых столиц моды, описал человек, который сам давно уже является символом Милана. Это Джорджо Армани. «Миланский стиль можно выразить в трех «д»: достоинство, дисциплина, чувство долга», – сказал как-то маэстро. Король Джордж, получивший это прозвище как один из самых прославленных и уважаемых итальянских дизайнеров в мире, может в полной мере отнести эти слова на свой счет.

Достоинство. Вот что говорит сам Армани: «Элегантность – редкое и неуловимое качество. Это одновременно уверенность в себе и выдержка. Элегантным людям не надо особо стараться, чтобы этого достичь». Примечательно, что достоинство и выдержка характерны и для самого Армани. Находясь во главе империи, оборот который намного превышал 2 млрд евро, Армани никогда не затевал скандалов, не распускал слухи или злобные сплетни. Его 80-летие (маэстро родился в 1934 году) прошло почти незамеченным: в итальянской прессе появилось лишь несколько статей, где вспоминали о прошлых достижениях Армани, и более ничего. Никаких самовосхвалений или прижизненного причисления к лику святых. Никакого отхода от чувства собственного достоинства, которое сам дизайнер то ли от застенчивости, то ли из-за серьезного и ответственного отношения к жизни сделал своим главным принципом и которому всегда строго следовал. «Меня раздражают показной блеск и заурядная красота», – как-то признался он.

Дисциплина. «Умеренность – ключ к элегантности. Контроль, контроль и еще раз контроль», – говорит Король Джордж. Прежде всего контроль над собой. Мастерство деталей и тонкий вкус, нашедшие очередное воплощение в осенних коллекциях, где каллиграфия кроя и силуэта, ничем не сдерживаемая и всегда точная, наделена нежной силой, свойственной сложным архитектурным конструкциям. И если правда, что победу в игре под названием «Новизна» решают миллиметры (что признает сам Армани, комментируя перемены в дизайне своих брючных костюмов), значит, правда и то, что Король Джордж – чемпион новизны, ее рыцарь и здравомыслящий толкователь. Его осень населена женщинами, носящими с природной грацией величайшую классику Armani – брючный костюм с деконструктивным жакетом, который после некоторых тончайших усовершенствований обрел новую сущность. Джорджо Армани не желает одевать женщину, которая собирается демонстрировать свою власть, а создает грациозный, соблазнительный образ скромной и уверенной в себе дамы, укутывая ее в узкий жакет, открывающий свободные, ниспадающие мягкими складками брюки, отважно отрезанные выше лодыжки. Здесь переосмыслены все объемы: рождение жакета начинается с рукава, на этот раз маленького и закатанного. Серая фланель или шерсть, буклированная или облегченная, позволяет создать едва заметную, но точно выверенную логику струящихся четких линий. Оттенки лайма и вспышки золота служат яркими штрихами в этом буйстве портновского мастерства, которое заявляет о себе в креативных застежках жакетов и графичности платьев, струящихся по телу с очаровательной естественностью.

Чувство долга. Для Армани, готовящегося в 2015 году отметить 40-летие компании, которую он возглавляет и которой никогда не позволяет стоять на месте, работа – неиссякаемый источник энергии. Мода – его требовательная муза, она много ему дала, но и потребовала кое-что взамен. Джорджо Армани – дизайнер, которому требуется простор для самовыражения, для раздумий и размышлений, для постоянного переосмысления стиля, ставшего для многих объектом поклонения. Движение и перемены – его естественное состояние. Он идет вперед с бескомпромиссным упорством, и при этом его мужская коллекция не имеет ничего общего с тем воинским аскетизмом, избранным им для себя. Напротив, для будущей осени он опять припас мягкие кардиганы, задающие тон коллекции, которую сам Армани определяет как «анатомическое исследование тела», непринужденное, элегантное и при этом беззаботное настроение. Коллекция состоит из пиджаков, брюк, двубортного жилета и рубашки, которую носят без галстука. В результате рождается образ человека интеллектуального, обаятельного, уверенного в себе, но при этом демонстрирующего ненавязчивую, изысканную элегантность и динамичность, продиктованную эпохой. Это интеллектуальная коллекция, созданная для тех, кто, как и Армани, знают, что «дурак никогда не бывает элегантным».

Как известно, элегантность – это умение человека запомниться, а не быть замеченным. Армани обладает им сполна, что подтверждает каждый сделанный им в жизни шаг. В том числе - решение работать и жить на виа Боргонуово – аристократичной миланской улице, соединяющей Квартал моды на виа Монтенаполеоне и Академию Брера, основанную Наполеоном. По словам Короля Джорджа, это «улица, выражающая спокойную элегантность, – тихая, изысканная, живущая вне времени».

«Элегантная и вневременная» – эти эпитеты можно отнести также к сумке, получившей название в честь виа Боргонуово. «Как и синий блейзер, она должна была выдержать испытание временем», – шутит Армани. На создание Borgonuovo дизайнера вдохновили именно блейзер или даже скорее знаменитый деконструктивный жакет. Передняя часть сумки под кожей имеет холстяную основу, как сшитый на заказ пиджак. Результат – идеальное натяжение и округлая форма. Над каждой сумкой Borgonuovo работают семеро мастеров. Изготавливают ее из винтажной кожи крокодила или цветной телячьей кожи, и бывает она четырех видов: небольшой саквояж, дамская сумочка, шопер и боулер. Чтобы выкроить все 120 деталей, из которых состоит сумочка, требуется около двух часов, а на каждый прототип уходит не меньше шестнадцати.

Но время не враг Джорджо Армани. Напротив, оно его союзник. «Кэри Грант, человек очень элегантный, научил меня одной вещи: когда тебя фотографируют, постарайся одеться так, чтобы по одежде нельзя было понять, в каком году сделан снимок».

Время доказало правоту маэстро. Даже когда быстрые перемены в моде навязывали дизайнерам все новые стили, Армани с присущими ему прилежанием, дисциплиной и творческим духом сохранял уравновешенность и верность себе. И в свои 80 лет Джорджо Армани продолжает доказывать, что элегантность – это не гонка на время, а строго выверенная игра контрастов, без которых невозможно выразить истинный, соблазнительный дух современности. Современности, которая не боится постареть, потому что творит ее человек, который никогда не гнался за модой. Ибо он ее создавал.