Выставка фотографий показала, как хорошо в стране советской

В Московском доме фотографии выставкой презентовали том 3 «России. ХХ век в фотографиях»
Лев Бородулин. Москва строится. Черемушки. 1954/ Из собрания МАММ/ МДФ

Выставка отличается от книги, которую она презентует, одной, но существенной цифрой, третий том издания «Россия. ХХ век в фотографиях» начинается с 1941 г., а выставка - с 1946-го. И это отличие оказалось, на мой взгляд, губительным. Потрясающая историческая панорама жизни страны и ее людей в безмерном горе и радости избавления, развернутая в книге, обернулась на выставке рассказом, как хорошо в стране советской было жить. А об этом нам уже рассказывали.

Сотни снимков классиков советской фотографии - от Дмитрия Бальтерманца до Виктора Охломова - прекрасны и выбраны со вкусом, но свеженький автомобиль на конвейере, шахматистов в сквере, Хрущева в косоворотке, Гагарина с улыбкой, Шостаковича и молодежь, радующуюся московскому фестивалю - и просто радующуюся, показывают по разным поводам с удручающей регулярностью. Старшее поколение помнит все это еще и по газетам и журналам.

Начали выставку не с военного, а послевоенного времени по простой причине - в мае Московский дом фотографии покажет военные снимки специально, к празднику. Но и после победы жизнь, понятно, не была чередой удовольствий. Берия поблескивает очками, Солженицын в арестантской робе, взрыв атомной бомбы, целина без ретуши - драматичных снимков, говорящих о том, что жизнь человека, страны, да и всего человечества тогда, как и во все времена, была хрупка и зависима, на выставке мало. Не хватает и для исторической правды, и просто для драматургии показа, для сюжета. Всякая выставка без кульминации превращается в длинный ряд фотографий. На этот раз сентиментальных, настроенческих, добродушных. В 50-60-е и в самих кадрах часто не было конфликта. Анекдот вроде сидящих на деревьях теток (фотография Виктора Охломова) и добрая шутка легко открывали двери редакций.

Выбор решает все - можно показать Фиделя Кастро как красавца бойца романтической революции, а можно напомнить об обмороке, в котором находились советские люди, как и люди всего мира, во время Карибского кризиса. Он и был результатом жизнерадостной революции на Острове свободы. Тогда, как и сегодня, хрупкость мира осознавалась каждым с пронзительной очевидностью и мир зависел только от разума президентов двух супердержав. К одному из которых, тому, что с кукурузой, его же народ относился со злым юмором.

Как об этом рассказать только фотографиями, можно увидеть в книгах серии «Россия. ХХ век в фотографиях», где драматургия присутствует, ритм полосных и малого формата фотографий четко выдержан и держит повествование. Где страна показана через судьбу одного человека, группы людей и толпы, в которой личности уже не существует. Где портреты знаменитостей, вошедших в историю, - ученых, актеров, государственных деятелей - соседствуют с фотографиями простых советских людей - обывателей, тружеников, горемык, стояльцев в очередях, радующихся морю, солнцу, модным солнечным очкам и наступающему рассвету.

Проект «Россия. ХХ век в фотографиях» - один из важнейших в деятельности Московского дома фотографии. Начат он был еще в 1997-м, когда объективное, насколько это возможно, представление прошлого было острейшей необходимостью. Первый том вышел только через 10 лет и оказался выдающейся книгой. Первые 17 лет русского ХХ века были представлены хрестоматийными и редкими фотографиями, открывающими разные стороны богатой русской жизни и людей, которым, казалось бы, не грозит катастрофа.

Во втором томе - с 1918 по 1941 г. - авторам-составителям удалось, казалось бы, невозможное. Они победили гениальную советскую пропаганду, создавшую сказку о прекрасной эпохе, в которую при желании можно верить и по сей день. Официальной хронике были противопоставлены фотографии анонимные и из семейных альбомов. Третий том также получился. Будем ждать следующего. Нетенденциозный взгляд на историю опять позарез нужен.

До 22 марта