Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 3800 от 30.03.2015 под заголовком: Мальчик, не приставай

Дженнифер Лопес защитила традиционные ценности в триллере «Поклонник»

В Голливуде роль духовной скрепы играет жанр
Ученик (Райан Гузман) настойчиво уговаривает учительницу (Дженнифер Лопес) почитать «Илиаду» вместе
Кинопоиск

Дженнифер Лопес играет школьную учительницу литературы, но не будем шутить на эту тему. Просто представим, что с нового учебного года в ее программе Гомер. Хотя больше подошли бы Корнель или Расин, потому что героиню некоторое время разрывает классицистский конфликт между чувством и долгом.

Долг – это семья, пусть и в состоянии полураспада: после измены с секретаршей муж (Джон Корбетт) уже девять месяцев живет отдельно, изредка возвращаясь в дом ради встречи с сыном-старшеклассником (Йен Нельсон), который учится в той же школе, где преподает мать.

Чувство – это новый замечательный сосед (Райан Гузман), обаятельный сирота с внешностью парня с журнальной обложки. Он умеет починить заклинившую дверь гаража и перебрать мотор, бережно ухаживает за двоюродным дедушкой и знает сюжет «Илиады». Мускулистые руки в машинном масле и Гомеров гекзаметр в устах – какая учительница устоит перед таким сочетанием. Но сестре героини, школьному завучу (Кристин Ченоуэт), которая впервые слышит про Ахилла с Агамемноном, идеальный юноша, записавшийся в литературный класс, сразу кажется подозрительным – и не зря.

Самим неловко

27-летний Райан Гузман впервые снимался в постельных сценах и признался, что очень нервничал. Куда более опытная Дженнифер Лопес тоже говорит, что сексуальные сцены с Гузманом были очень неловкими.

От классицистской трагедии голливудский триллер отличается тем, что конфликт чувства и долга не может пылать лишь внутри героини. Его надо непременно вывести наружу. Долг дает чувству бой, буквально. Позволив соседу-ученику завлечь себя в постель, учительница наутро понимает, что поступила дурно, и пытается пресечь всякую возможность дальнейших отношений. То есть выбирает долг. А чувство остается соседу. Тут-то и выясняется, что любитель «Илиады» – опасный психопат, не способный смириться с отказом. И понеслось: гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал.

За неимением богини гнев отвергнутого любовника воспевают, как умеют, сценаристка Барбара Карри и режиссер Роб Коэн. Поклонник преследует учительницу в школе и дома. Применяет шантаж (грозясь обнародовать фото- и видеодокументацию секса), хитрость (настраивая доверившегося ему сына героини против отца) и, наконец, открытое насилие. С середины фильма зритель начинает недоумевать, почему до сих не приехали санитары с полицией, но сценарист и режиссер сдерживают экстренные службы, позволяя Ахиллесу тысячи бедствий соделать. Чтобы перед их лицом семья сплотилась, воссоединилась и в финале наваляла супостату гаечным ключом.

Это один из главных запевов голливудских психотриллеров, на которых зритель, дрожа, получает моральный урок и осознает важность защиты традиционных ценностей, – в этом смысле массовые жанры гораздо эффективнее государственной пропаганды и клерикальной цензуры. Вместо того чтобы осуждать, запрещать и не пущать, лучше наглядно показать, что, чуть дал слабину, оступился, допустил нравственное падение, – маньяк уж тут как тут. И либо он тебя, либо вы его – сообща, всей семьей, а для этого надо простить друг друга и вообще стать лучше.

И драматургия в «Поклоннике» самая что ни на есть традиционная. Как завещал великий Чехов, если в первом акте над сценой висит восьмицилиндровый мотор, в четвертом он кого-нибудь придавит.

Читать ещё
Preloader more