На Миланском мебельном салоне покажут офисы, в которых можно жить

Особого внимания заслуживает инсталляция The Walk архитектора Микеле де Лукки
Коллекция светильников для Hermes работы Микеле де Лукки была представлена в Palazzo Serbelloni на прошлогоднем Миланском салоне

Два года назад французский архитектор Жан Нувель представил на выставке SaloneUfficio в рамках Миланского мебельного салона масштабную инсталляцию «Проект: офис для жизни», где в натуральную величину показал пять разных типов офисных пространств (рабочее место в квартире, квартира целиком, склад-ангар, классический офис-опенспейс и трансформируемый мобильный офис в традиционном офисном пространстве) и то, как удобнее их обустроить для работы. Попутно Нувель озвучил важную вещь, которая характеризует сегодняшнее состояние офисной среды и отношение к ней: в наши дни офис из места работы превращается в место жизни, он все чаще и чаще воспринимается как дом; это место, где должно быть также приятно и уютно находиться, как дома.

В этом году на тему перемен, происходящих с офисами, размышляет другой известный архитектор и дизайнер, итальянец Микеле де Лукки. Его специальный проект, посвященный особенностям рабочего пространства, станет продолжением экспозиции Нувеля – и хронологически, и идейно. Потому что де Лукки тоже относится к офисам не как к помещениям исключительно для работы, а как к креативному пространству, стимулирующему мыслительные процессы, общение, обмен мнениями и создание нового. Другое дело, что в его концепции офис не сближается, не объединяется с домом. Напротив, он считает, что дома постепенно будут становиться все более личными, индивидуальными пространствами, а офисы будут играть роль территорий для общения, коммуникации, встреч и совместного времяпрепровождения. «Мы должны думать о рабочем помещении как о спортзале для ума, воспринимая его как место, где зарождаются новые идеи и возможности, основываясь на стиле жизни, свободном от условностей, и увековечивая бесконечный поток новых идей», – подчеркивает архитектор. И добавляет: «Работать – это значит находиться в поисках лучшей жизни. Человек считывает смысловые коды своего времени и перерабатывает их, чтобы обрести скорее путь к познанию, нежели просто деньги, успех или даже самореализацию».

Инсталляция, которую приготовил де Лукки, будет очень масштабной – порядка 1600 кв. м – и уже получила название, The Walk, что можно перевести как «прогулка», а можно, в свете вышеизложенного, и как «жизненный путь». Главная идея де Лукки, которую он хочет продвинуть своем проектом, состоит в том, что работа – это движение, а офис – не стационарное нечто, не объект недвижимости, а коммуникационная платформа, все время меняющаяся и стимулирующая к переменам и движению. Он так и говорит: «Чрезвычайно важно никогда не стоять смирно. В офисе гораздо важнее идти вперед, нежели оставаться на месте. Тогда офис дает нам чувство, что мы являемся частью непрерывного эволюционного процесса. Поэтому среда всегда имела фундаментальную роль при создании офиса». Главным качеством офисной среды, по мнению архитектора, должна стать гибкость – но не как модульность, в которой раз за разом используется одна и та же схема, а гибкость, которая приведет к миллиарду разных решений и возможностей. Зачем? Затем, чтобы сделать работу креативной, захватывающей и стимулирующей к дальнейшим свершениям.

Четыре части инсталляции The Walk посвящены четырем типам офисного времяпрепровождения. The Club, «Клуб» – это место для контактов и обмена мнениями, где можно «других посмот­реть и себя показать», где можно чувствовать себя как в аэропортовом лаунже или лобби отеля, где можно столкнуться с неизвестными темами и увидеть нечто, что вы еще не знаете, где можно выпить чашку кофе и ждать, не теряя времени даром, встретить непредсказуемых людей и проявить собственную непредсказуемость.

Вторая часть – Free Man («Свободный человек») – место для индивидуальной и командной работы, небольшая общая комната, где можно чувствовать себя одновременно свободным и защищенным, приватное пространство, где можно говорить тет-а-тет и смотреть друг другу в глаза, где можно побыть одному и поработать с самим собой. Это рабочее пространство должно обеспечивать «движуху», которая нужна для креативной и продуктивной работы.

Третья часть – Agorà («Агора», площадь для собраний в Древней Греции) – конференц-зал и большая аудитория, где каждый почувствует себя, как в театре, где можно вести конференцию и участвовать в конференции, слушать, что говорят люди, и презентовать собственные идеи и мысли, узнать, что происходит, и обменяться мнениями.

И, наконец, четвертая часть – Laboratory, «Лаборатория» – место, где осуществляется креативный процесс и происходят главные коммуникации. Обстановка там – как в средневековой деревне, тут можно изобретать и создавать, разрабатывать програм­мное обеспечение и печатать документы, работать руками и делать 3D-модели, где можно демонстрировать свои навыки и инструменты, а можно – мысли, идеи и разработки. Там разные люди и разные процессы формируют сообщество. Это рабочее пространство должно подталкивать к появлению на свет новых форм вовлеченности в процесс, взаимоотношений и признания.

Все части инсталляции будут составлены из реальных, находящихся в производстве элементов, необходимых для обустройства рабочей зоны: от мебели и отделочных материалов до систем инженерного и технического обеспечения, акустического оборудования, осветительных приборов и систем кондиционирования воздуха – то есть всего того, что может понадобиться профессионалам для оборудования офисов любого уровня и размера