В боевике «Ночной беглец» Лиам Нисон и Эд Харрис раздвинули рамки жанра

И неожиданно заставили вспомнить русскую классику
Героям Лиама Нисона (слева) и Эда Харриса есть что вспомнить, и убивать друг друга им совсем не хочется. Но надо/ kinopoisk.ru

Протрезвел и всем навалял. Так вкратце выглядит сюжет любого из последних боевиков с Лиамом Нисоном. Или, выражаясь поэтически, «когда я пьян, я Муму и Герасим, мама, а так я война и мир» – у Бориса Гребенщикова было, конечно, наоборот, но в случае с героем Нисона именно так: в состоянии муму он в начале фильма, а придет в себя, попьет водички, вспомнит старые боевые навыки – и тогда держись, молодежь.

Нисону 62 года, рост метр девяносто три, он ирландец. Эти исходные данные и диктуют характер его героя, человека трудной судьбы с крепкой печенью, которая выдерживает сначала убойные дозы виски, а затем увесистые удары громил, которых Нисон все равно расшвыривает как щенков. Потому что кто, если не он – в качестве реального или символического отца, – защитит женщин и детей.

В «Заложнице» (2008), вернувшей Нисона в ряды героев боевиков, была совсем простая схема (украли дочь – поехал и вернул). Фильмы, поставленные режиссером Хауме Кольет Серра, устроены драматичнее. Интрига включает чувство вины героя Нисона, а сюжет состоит не только в том, чтобы навалять плохим людям и защитить хороших, но и вернуть себе человеческое достоинство. В «Воздушном маршале» (2014) он спасал от террориста пассажиров самолета, попутно изживая собственную психологическую травму. В «Ночном беглеце» спасает взрослого сына, заглаживая вину перед ним и всей остальной семьей. Но если изъяном воздушного маршала был только алкоголизм, то теперь грехи посерьезнее: герой Нисона – бывший наемный убийца. Спиваться его заставляет совесть. А на плаву поддерживает дружба с криминальным авторитетом, на которого он всю жизнь работал.

Имена и даты

В жизни у Лиама Нисона два сына, Майкл и Дэнни. В фильме сыновья героев Нисона и Эда Харриса носят именно эти имена. Американский релиз «Ночного беглеца» пришелся на день рождения рэпера Common.

Старого лиса играет Эд Харрис, как и Нисон, способный вывести фильм за рамки чистого жанра. Когда они смотрят друг на друга, оба уставшие, морщинистые, голубоглазые, «Ночной беглец» превращается из боевика в драму, где даже неважно, какие слова написал для этих двоих сценарист. Что-то про пустоту в глазах после смерти сына: ты убил моего, я убью твоего – и твои глаза станут такими же.

У героя Нисона сын вырос хорошим и законопослушным, завел семью и детей, мечтал о профессиональном боксе, но не сложилось, работает водителем лимузина, отца стыдится. У героя Харриса сын вырос плохим, не чтит уголовный кодекс, а хуже того, нарушает правила, следуя которым отец пережил всех своих конкурентов. Хороший сын (Юэль Киннаман) случайно оказывается свидетелем разборки плохого (Бойд Холбрук) с албанскими наркоторговцами. Плохой пытается хорошего убить, но Нисон ему не позволяет. Так и выходит, что у старых друзей теперь совсем другие счеты.

Харрис направляет на поимку Нисона с сыном всех своих людей плюс опасного киллера-одиночку (рэпер по прозвищу Common). Вся полиция Нью-Йорка тоже ищет беглецов. Это позволяет эффектно использовать параллельный монтаж, переключаться с драк на погони и обратно, а в моменты, когда никто ни в кого не стреляет и не бьет по лицу, изводить зрителя игрой в прятки, которой в фильме всю дорогу занята семья беглеца-младшего (и другой сюжетной функции у нее нет).

Кульминационная сцена – душераздирающая. Напоминает полотно И. Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Не сюжетно, потому что сыновей тут убивают чужих, но пластически. Вот так посмотришь голливудский боевик – и как будто заодно в Третьяковку сходил.