За 20 лет в Москве планируют реконструировать 120 км набережных

Еще 100 лет назад реки столицы использовали для бытовых нужд – как ими распорядятся в XXI веке?
Таким видится берег Москвы-реки специалистам архбюро «Проект Меганом»

В декабре 2014 г. на Московском урбанистическом форуме были подведены итоги конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. Победила концепция архитектурного бюро «Проект Меганом». Конкурс, организованный Институтом Генплана по заказу Москомархитектуры, стал одним из крупнейших за последнее время и в России, и в мире и по своему масштабу, по объему охватываемой территории (10 000 га), и по продолжительности реализации проекта, которая будет происходить поэтапно. За 20 лет будет реконструировано около 120 км набережных.

Международный конкурс проводился в два этапа. По итогам первого в финал вышли шесть команд: это четыре международных консорциума во главе с бюро Maxwan Architects + Urbanists из Нидерландов, китайским Turenscape International Limited, испанским Burgos & Garrido Arquitectos и американским SWA Group, а также два российских участника – бюро «Проект Меганом» и архитектурное бюро «Остоженка».

Что было раньше

До начала ХХ в. москвичи использовали реку сугубо утилитарно, для бытовых и промышленных нужд. Многие фабрики нуждались в большом количестве воды и потому располагались по берегам, по реке сплавляли грузы.

Берега представляли собой далеко не парадное зрелище. До сих пор следы подобного использования сохранились как в самом центре, например «Красный Октябрь» и вся застройка Болотного острова или остатки домов фабрики Бутикова на Пречистенской набережной, так и в более отдаленных районах. На прошедшей в рамках подготовки к конкурсу выставке «Фабрики на реке» была показана история двух десятков сохранившихся вдоль реки промышленных объектов, которые в будущем должны войти в том или ином виде в программу ревитализации, развития берегов. Только в 30-е годы прошлого века набережные оделись в гранит, но и то лишь в центре и на небольших отрезках в районе Фрунзенской набережной и МГУ.

Тема глобального благоустройства реки и возвращения ее городу возникла вновь в начале 2000-х, но существовала в основном на уровне концептуальных проектов или студенческих заданий, зато сегодня проблема переходит от идей в практическое русло.

Первыми реальными шагами стали пляжная зона на берегу в парке Горького и реконструкция участка от Крымского моста до Третьяковки, проведенная в 2013 году бюро Wowhaus.

Разные задачи

Превращение набережных в благоустроенную парковую зону, более активная застройка и реконструкция стали в начале XXI века распространенным трендом, позволяющим горожанам ощутить прелести отдыха на воде, не выбираясь из мегаполиса. Основной посыл всех проектов – превратить малолюдное, часто заброшенное пространство в комфортное и дружелюбное, привлечь к водоему дополнительную публику. Например, на набережной Помпиду в Париже устраивают настоящий пляж с песком, шезлонгами и зонтиками. Проект имеет огромный успех. Если жизнь в прибрежном районе замирает после окончания рабочего дня, как на набережной Кальвебод Брюгге в Копенгагене, надо создать новые центры притяжения. Здесь помимо пешеходных дорожек и деревянных настилов выгорожены два треугольных бассейна, которые приспособлены как для купания, так и для водных видов спорта. И вот работникам местных офисов уже не нужно спешить домой.

Обновляют и бывшие промышленные районы, как старый порт в датском Ольборге, отделенный от города оживленной трассой. Ключевой подход к задаче здесь не только в организации игровых площадок, пешеходных и велодорожек, но и в соединении территории с городом, для чего были созданы пешеходные переходы, установлены светофоры. Необязательно делать всю набережную пешеходной, но важно сделать ее доступной, наладить надежную и безопасную связь.

Иногда потребность в реновации возникает с наплывом туристов, для которых надо создать привлекательную прибрежную инфраструктуру. Такая ситуация наблюдается в активно растущем испанском курорте Бенидорм или на набережной небольшого поселения Малекон в Мексике, где проект бюро West 8 призван примирить и объединить местных жителей и туристов.

Если предыдущие проекты в основном предлагали благоустройство при минимальном строительстве или строительство лишь культурных и инфраструктурных объектов, то при более масштабном подходе реновация набережных и портовых зон предполагает и заселение этих территорий. Один из примеров, на который ориентировались победители конкурса в Москве, – Хафен-Сити в Гамбурге. Грандиозный проект, начатый в 2001 году и рассчитанный до 2025 года, покрывает портовые территории, которые перестали использоваться после того, как большие корабли прекратили заходить в Эльбу. Здесь не только проведены работы по благо­устройству, но и построен престижный жилой квартал, поднявший весь район на качественно новый уровень.

Другой проект – Basin 7 в Дании, предложенный бюро BIG и Яном Гейлом для города Орхуса. Сначала здесь появятся пешеходная зона, рестораны, игровые площадки, театр и бассейн, а потом будут построены 7 жилых корпусов оригинальной архитектуры.

Эти примеры актуальны и для Москвы, где прибрежные районы, ранее занятые такими гигантами, как ЗИЛ, по сути выключены из городской ткани. И одной из основных задач конкурса стало открытие этих территорий для жителей.

Будущее реки

Ключевым элементом проекта-победителя стал образ порта с его плотной и многофункциональной застройкой. Именно эти «порты», расставленные вдоль берегов, станут точками развития городской инфраструктуры. Планируется построить почти 4 десятка, 11 из которых – городского значения. Соответственно, будет развиваться водное сообщение, а на берегу – общественный транспорт, а также пешеходные и велосипедные маршруты.

У «Меганома» важная роль отводится созданию «естественной» реки. Один из берегов вдоль Водоотводного канала станет зеленым променадом, пониженным до уровня воды. Проект также предполагает модернизацию очистных сооружений и более частую очистку русла – раз в 5–10 лет. Еще одна новая для Москвы идея – плавучие острова, которые позволят очищать реку и создавать природную среду даже там, где набережные убраны в гранит.

Согласно заданию, конкурсанты должны были более подробно проработать как минимум три городские зоны: Строгино, район Москва-Сити и ЗИЛ. Архитекторы «Меганома» добавили к ним Мневниковскую пойму. В Строгинской пойме появится спортивный парк и оздоровительный комплекс с акцентом на зеленую архитектуру. А вот Мневники архитекторы «Меганома» предложили превратить в Парламентские сады. На северном краю острова предусмотрено место для современного знакового здания, которое станет воротами в систему из 10 парков и садов.

Планировочное решение для ЗИЛа основывается на трех осях, вдоль которых сосредоточены три группы функций. Первая – культура и торговля, вторая – инновации и деловая жизнь, третья – развлечения и жилой квартал. Третья ось построена вдоль существующего затона и ориентирована на проект Хафен-Сити в Гамбурге: развлекательная инфраструктура с одной стороны набережной, и спокойная жилая зона – с другой.

Другие предложения

Консорциум во главе с Turenscape International Limited делает акцент на преобразовании экосистемы, а также на размещении вдоль реки кластеров городской активности, каждый со своей специализацией – образование в Строгине, деловой район в Сити и зеленый парк на ЗИЛе. Поэтому главное условие будущей модернизации – экологическая безопасность.

Команда Burgos & Garrido Arquitectos предлагает рассматривать реку как линейный, распределенный центр в противовес историчес­кому центру. Для каждого участка протяженной линии набережных архитекторы предлагают создать полный набор функций и инфраструктуры, но добавить какую-то уникальную особенность.

В команде Maxwan Architects + Urbanists предложили в первую очередь заняться районами, где соединяются станции метро и набережные, а вдоль реки обустроить островки естественной природы и места, где горожане могли бы отдыхать в холодное время года. Проект также предполагает восстановление экологии реки, регенерацию малых рек и биоразнообразия.

Восстановление притоков сделали одним из акцентов своего проекта и в бюро «Остоженка» – втором российском финалисте конкурса. Территорию Сити команда предлагает развивать на контрастах – урбанизированный берег небоскребов и прогулочный бульвар напротив, от набережной Тараса Шевченко до Третьего кольца. В зеленую зону планируется превратить и общественные территории ЗИЛа, с непременной очисткой воды затона.

Команда SWA Group в своем проекте развития берегов Москвы-реки сделала акцент на транспортной функции. Согласно их задумке новая линия круглогодичного речного трамвая позволит более активно включать реку в жизнь города. Кроме того, проект предполагает сохранение нескольких промышленных объектов на территории ЗИЛа, которые авторы концепции считают важными и знаковыми для этого места.

Все самые интересные идеи команд-финалистов будут учтены при доработке проекта. К тому же все лучшие решения будут использоваться стройкомплексом Москвы для разработки технических заданий по реконструкции и строительству дорог, мостов и других объектов, примыкающих к реке.

Тема реконструкции набережных стала насколько популярной, что параллельно открыто сразу несколько конкурсов, направленных на развитие отдельных участков реки. Концепцию развития Лужнецкой набережной предложило архитектурное бюро Wowhаus. Планируется регенерировать привычную для москвичей функцию и превратить Лужники в парк, предназначенный для активного отдыха и занятий спортом на открытом воздухе.

Еще одна благоустроенная набережная должна возникнуть по итогам конкурса в Нагатинском затоне. Здесь в рамках застройки нового жилого квартала должны появиться яхт-клуб, парусная школа, зеленая зона для отдыха и досуга.