В Берлине отметили юбилей Пьера Булеза
Законодателю музыкального авангарда исполнилось 90С середины ХХ в. Булез фактически единолично контролирует европейскую музыкальную поляну. Он пишет музыку, лишенную явных признаков национального, по которым можно было бы опознать принадлежность автора к французской культуре. Однако по математически стройным построениям формы, по холодноватой элегантности, с которой он вычерчивает свои музыкальные чертежи, по эстетскому любованию звуком и сонористическому роскошеству, коему Булез отнюдь не чужд, музыка Булеза несомненно и отчетливо французская.
Начиная с 60-х гг. Булез дирижирует везде и всюду, в том числе в Байройте, операми Вагнера, хотя музыку Вагнера он всегда недолюбливал. Попутно Булез обрастает важными институциями – вроде центра IRCAM при Центре Помпиду, ансамбля Ensemble Intercontemporain, концертно-музейного комплекса Cite de la Musique. Он плодит учеников и верных последователей – для чего ведет мастер-классы, работает с композиторской молодежью, многие годы руководит Люцернской молодежной академией музыки, созданной на базе Люцернского летнего фестиваля.
Мудрено ли, что в год 90-летия мэтра крупнейшие оперные театры, оркестры и фестивали наперебой отдают дань почтения человеку, чье имя стало символом современной музыки. И одним из самых рьяных и преданных адептов Булеза, безусловно, является Даниэль Баренбойм – нынешний руководитель берлинской Штаатсопер.
Вся жизнь с Булезом
Баренбойм играл музыку Булеза со всеми оркестрами, с которыми ему доводилось работать. Именно Баренбойм первым исполнил «Ритуал» Булеза в России с Оркестром де Пари в начале 80-х. А пять лет назад, в год 85-летия Булеза, Баренбойм посвятил ему концерт-открытие Зальцбургского фестиваля, исполнив с Венскими филармониками легендарный цикл «Нотации».
К 90-летию своего кумира Баренбойм подготовился основательно, посвятив ему оркестровую часть программы Festtage – весеннего Пасхального фестиваля, ежегодно проводимого в Берлине, на базе Штаатсопер. Три симфонических концерта в разных ракурсах представили музыку Булеза; в сопряжении с симфонией Шуберта, в диалоге с импрессионистами и вне историко-музыкального контекста. В этом смысле особенно примечательным оказался дневной концерт в Берлинской филармонии, сплошь составленный из опусов Булеза.
В первом отделении оркестр Штаатскапеллы при участии сводного женского хора MDR и NDR исполнили ранний опус 1946 г. – пятичастную кантату «Свадебный лик» на стихи поэта-сюрреалиста Рене Шара («Пять поэм»). Кантата оказалась неожиданно прекрасной по музыке: сладостный оркестр томно истекал благоуханными созвучиями, изысканное плетение женских голосов рельефно выделялось на размытом хоровом фоне; хрустальные звоны треугольника и бесконечная мелодия, несомненно заимствованная из вагнеровского арсенала, дополняли картину.
В особенности пленил тембровый контраст голосов двух выдающихся солисток – гибкого и яркого сопрано Мойки Эрдман и нутряного, эротичного альта Анны Лапковской. Девушки смотрелись на сцене Берлинской филармонии как типичные Беляночка и Розочка: пели – как плели рукоделие, вышивали змейкой и косичкой пряное затейливое двухголосие. Идеальная прослушанность всех слоев партитуры создавала впечатление пронизанного светом звукового пространства.
Невиданно огромный оркестровый состав, сопоставимый с составом малеровской «Симфонии тысячи участников», звучал отнюдь не перегруженно, но, напротив, нежно и деликатно. Роскошная оркестрово-хоровая вертикаль ежеминутно меняла характеристики плотности; активные средние части кантаты, с ярким контрастом четко скандируемых ритмоформул и зыбкой массы хора, мастерски выделанные кульминации, то пологие, то стремительно взмывающие острыми пиками, придавали течению музыки особую интригу. Опус звучал так увлекательно и красиво, что даже не верилось, что эту музыку написал Булез.
Второе отделение открылось сольной скрипичной пьесой в исполнении сына Баренбойма Михаэля. Электроакустическая подзвучка превратила соло в трех-, а то и четырехголосный канон: скрипичные фразы, копируемые и воспроизводимые хитрой аппаратурой IRCAM, звучали с разной задержкой в разных точках зала, накрывая его эдаким полифоническим облаком. Искусственно создаваемые реверберации дополняли звуковую картину.
А во втором отделении прозвучали оба варианта «Нотаций»: фортепианные миниатюры и оркестровый цикл. Из 12 фортепианных пьес Булез оркестровал по заказу Оркестра де Пари лишь пять. И то – не буквально, значительно расширив и развив исходник. Самое интересное началось, когда Баренбойм принялся объяснять композиционный принцип «Нотаций», превратив концерт в подобие лекции. Он сам, лично, играл очередную пьеску на фортепиано, объяснял, где в ней мотивное зерно, – и тут же иллюстрировал это в оркестре. Так на познавательно-лекторской ноте закончился концерт, в котором дирижер исключительно удачно высветил разные грани наследия Булеза.
Берлин