Мультимедиа арт музей посвятил выставку военным фотографам

Большинство снимков хорошо известны зрителям
Аркадий Шайхет. Бои на обрешетке стеклянной крыши заводского сборочного цеха. Сталинград, осень 1942/ МДФ

Полное название выставки в Московском доме фотографии: «Военным фотографам посвящается. Территория Победы. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне». Без первого предложения оно звучало бы совсем банально-официально, как и положено неизбежной выставке к юбилейной дате. Основная часть экспозиции и сделана как положено. Она состоит из корпуса знаковых фотографий, бесконечно воспроизводимых со дня своего появления на свет до нынешнего дня. Военные фотокорреспонденты работали в условиях жесткой цензуры, их снимки должны были поддерживать боевой дух несшей чудовищные потери армии и страдающего населения страны.

Такая же установка, похоже, и сегодня – ни один кадр не должен изменить представление о войне как о подвиге армии и народа. Вот только руководящую роль партии, единой с армией и народом, в отличие от советских времен отражать не обязательно. Главное – дозировать ужасы и не вспоминать о поражениях.

Не знаешь, в чем обвинят

С выставками, посвященными юбилею Победы в Великой Отечественной войне, в этом году были неожиданные проблемы. «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы» в областной библиотеке Брянска была уличена участниками движения «Суть времени» Сергея Кургиняна в идеализации жизни при оккупации. По неназванным причинам была отменена выставка «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне» в Екатеринбурге, она была подготовлена совместно с генконсульствами США и Великобритании.

Начинается выставка с кадра Евгения Халдея «Объявление о начале Великой Отечественной войны. Улица 25-го Октября. Москва. 22 июня 1941 г.». Заканчивается так же предсказуемо – фотографией того же автора «Поверженные знамена. Парад Победы на Красной площади в Москве. 24 июня 1945». Наверное, можно было бы начать и закончить выставку, избегая ожидаемого, как это было сделано в книге «Россия: ХХ век в фотографиях. 1941–1964», изданной тем же Московским домом фотографии. Там фотографии Халдея предшествует работа Марка Маркова-Гринберга «На эскалаторе московского метро. Начало 1940-х». У женщины на первом плане настолько обреченное лицо, что оно стоит множества рассказов о неотделимом от жизни страхе, который испытывали советские люди в ожидании войны.

На выставке показано 250 современных отпечатков с фотографий военных лет из собраний Московского дома фотографии, нескольких музеев и архивов, личных собраний. Поэтому там есть не только «Атака» Дмитрия Бальтерманца и его же «Горе» с вмонтированными для драматизма грозовыми облаками – словно трупы на дороге недостаточно драматичны. Не только постановочное и азбучное «Знамя над Рейхстагом. Берлин. 1 мая 1945 г.» Евгения Халдея. Но можно увидеть более редкие, а потому лучше воздействующие кадры, как, например, «Бои в Севастополе» Семена Фридлянда, где солдат стреляет из-за горы арбузов. Или «Техника, брошенная фашистами. 1944», где два красноармейца на лошадях едут сквозь нескончаемый строй разбомбленных немецких машин.

Но в целом на выставке все дозировано, как было принято в самые официозные советские годы: если немцы – то жалкие пленные, если советские бойцы – то бодрые. Скелетообразных блокадных детей и узников Освенцима немного, чтобы не сеять паники, с трупами также не перебарщивать. Про союзников лучше не вспоминать. Зато парадов Победы и радостных встреч на Белорусском вокзале – как можно больше, потому что война – это победа, а не непостижимая умом и сердцем трагедия.

Год назад Московский дом фотографии показал выставку «Война, покончившая с миром» о Первой мировой войне. На ней были собраны материалы из музеев и архивов разных стран, и экспозиция представила войну как вселенскую трагедию, бессмысленную и разрушительную. Но лучше о прошлогоднем событии не вспоминать, иначе нынешнее представится каким-то частным случаем, проверенным сочинением на заданную тему. Что жаль – за девятнадцать лет работы именно Московский дом фотографии показал не одну выставку о нашей Великой Отечественной и о всеобщей Второй мировой, показывающую известные события в забытых или непривычных ракурсах.

Теперь все наоборот: можно смотреть на фотографии приятных девушек в военной форме и миловидных тружениц тыла и только вспоминать, что рассказывали женщины о себе в книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Единственное новшество выставки – это ее посвящение военным корреспондентам. О нескольких рассказано в отдельных сюжетах, транслируемых на мониторах. Но это только дополнение к основному выставочному тексту.

До 14 июня