На Венецианской биеннале прочитали «Капитал» Маркса

Жюри и куратор поощряют социальное искусство
Выставка в венецианском Арсенале очень длинная/ О. Кабанова/ Ведомости

Награды Венецианской биеннале всегда удивительны, фигуры золотых и серебряных львов вручают перед официальным открытием, когда прошли только профессиональные показы. Поскольку все национальные павильоны – на этот раз их было 53 – обойти невозможно, а вглядеться во все экспонаты огромной выставки куратора Оквуи Энвезора трудно, то профессиональное арт-сообщество рискует главного не увидеть.

В этом году приз за лучший национальный проект получила Армения. Павильон этой страны традиционно находится в армянском монастыре на острове, где больше никакого искусства не показывают. Так что не многие видели выставку 18 армянских художников из разных стран, получившую приз в год столетия геноцида армян.

Зато никто не прошел мимо произведения, получившего «Золотого льва» как лучшее на основной выставке биеннале «Все судьбы мира». Поскольку каждый зритель натыкался на него с удивлением – принимал за стол справок. Но это была работа американской концептуалистки Адриан Пайпер The Probable Trust Registry. А девушки за стойками предлагали зрителям зарегистрироваться и подписать контракт с обязательствами выполнять то, что сказал, говорить, что думал, и быть слишком дорогим, чтобы оказаться купленным. Жюри наградило Пайпер за новый путь в концептуализме и напоминание о важности личной ответственности. Художнице за шестьдесят, и от претензий к миру, свойственных ей и ее поколению в молодости, она наконец обратилась не ко всему несправедливому обществу, а к каждому из его членов лично.

Возраст женщин

Среди удостоенных специального упоминания жюри – американка Джоан Джонас 1936 года рождения, сделавшая в павильоне США волшебную выставку. Самый дерзкий павильон – Великобритании, его художник – Сара Лукас 1962 года рождения. Самый красивый павильон сделала японка Тихара Сиоту, она родилась в 1972 г.

«Серебряного льва» как лучший молодой художник получил Им Хьюнг Сун из Южной Кореи за фильм о тяжелом труде на фабрике. Что неудивительно, потому что не только весь основной проект биеннале был наполнен материалами о социальной несправедливости, но и некоторые павильоны, в том числе немецкий, были посвящены трудовому народу и его бесправию. А в начале «Всех судеб мира» в специальной аудитории разные люди со сцены проникновенно зачитывали «Капитал» Карла Маркса. Можно было сесть в импровизированном зрительном зале и слушать, слушать.

Куратор биеннале Энвезор видит в искусстве и художниках определенную силу, если не меняющую мир, то способную заставить общество увидеть невидимые ему слезы. Смотреть политически и социально направленное искусство сложно, хочется чем-то помочь его героям, а чем – не знаешь. Видя мерзость, в которой, например, выращивается жемчуг, хочется отказаться его носить, но как тогда будут добывать средства к существованию оставшиеся без работы бедняки? Да и пространство Арсенала и международного павильона, где проходит главная выставка биеннале, невозможно заполнить искусством идеологически правильным, но не зрелищным.

Опытный куратор Энвезор это понимал, но не стал, как его предшественники, заполнять пространство огромными инсталляциями, изображающими китайские трущобы и африканские деревни. Отчасти его выручило антимилитаристское искусство, которого на этот раз много больше обычного. Война, как и борьба с ней, умеет производить впечатление.

Произведение Пино Паскали «Самоходная пушка», представляющее собой самоходную пушку, очень похожую на настоящую, пользуется неизменным вниманием. Монструозные кресла, сложенные из ржавых снарядов, Геди Сибони и такие же странные объекты в графике Абу Бакара Мансараи, конечно, развлекают публику, но не заставляют ее переживать.

Нехватку эмоциональности отчасти восполняют рисунки, которых на редкость много. Специального упоминания жюри удостоились рисунки алжирца Массинисса Селмани, действительно тонкие. Но я бы отдала приз рисункам Ольги Чернышевой, не менее легким и трепетным, с мягким человеколюбивым юмором.

Кураторский проект Венецианской биеннале включает работы многих неизвестных и мало известных художников, что вряд ли пошло ему на пользу. Начинается и заканчивается экспозиция в Арсенале с работ признанных классиков ХХ в. – неоновых надписей Брюса Наумана и огромных картин Георга Базелица. Они заряжены такими мощными эмоциями и так просто и ясно обращаются к зрителям, что кажутся неуместно сильными для такой правильной, но скучной выставки, как «Все судьбы мира».

До 22 ноября