Киноплакаты братьев Стенбергов показали в галерее «Наши художники»

Открылась большая выставка классиков советского конструктивизма
Сувенирные майки сближают зрителей и экспонаты/ А. Гордеев/ Ведомости

Название «2 Стенберг 2» определяет и период, и жанр выставки. Именно так братья Стенберги подписывали свои киноплакаты. Георгий погиб, разбился на мотоцикле, в 1933-м, Владимир жил и работал еще почти полвека, много лет был главным художником Красной площади, оформлял ее к праздникам. Но в историю отечественного искусства входят именно братья Стенберги, «2 Стенберг 2» – молодые, дерзкие, яркие, работающие крупными формами, мастера-виртуозы внешних эффектов.

Настоящие люди 20-х гг. – времени новых идей и революционных безумств. Следующему десятилетию новаторы и формалисты не понадобились, времена и их властители потребовали обращения к прошлому, традициям и имперскому величию. Двум Стенбергам там нечего было делать. Главные страницы их творческой биографии уже были написаны. Одна – работа в Камерном театре Таирова, другая – киноплакаты, им и посвящена выставка в «Наших художниках».

Плотно развешанные плакаты занимают здесь все залы, это 56 листов тиражной графики (тиражи плакатов «Совкино» – 10 000–15 000 экземпляров) и три оригинала. Но это только первая часть выставки, в следующем году будет ее продолжение.

Под влиянием

Дизайнеры каталога выставки «2 Стенберг 2» Матвей Евстигнеев и Евгений Райцес не могли не подпасть под влияние материала. Сами плакаты они не тронули – просто воспроизвели их во всю полосу. Зато расцветили вводные страницы и, главное, текст вступительных статей и хроники довели до полной невозможности чтения. 5–7–9 шрифтов на странице, буквицы, плашки, подчеркивания и – чересчур нажористо и цветасто.

Первое, что удивляет в залах, – это целостность экспозиции. Гипотетически мирное соседство агрессивных плакатов, созданных с целью захватить внимание, невозможно. А практически они образуют удивительное стилевое единство, как будто заложенные в них четкие графические схемы сложились в общий орнамент. Возможно, этот эффект поддержан стандартным размером всех экспонатов. Выделяется из общего ряда только плакат эйзенштейновского «Октября» с красными солдатами, серой «Авророй», стремительно (по диагонали) падающим орлом и синим матросом с наганом, зовущим зрителя на штурм. Он кричит, этот матрос.

«Обращаясь к работе над плакатом, заметим, что здесь мы работаем прежде всего монтажом. С другой стороны, даем и здесь конструкцию», – приводит Нина Бабурина в каталоге высказывание Стенбергов. Конструкция и монтаж – главные слова визуальных искусств первого послереволюционного десятилетия. Но Стенберги обслуживают не только молодой идеологический советский кинематограф, но и вполне буржуазную кинопродукцию. Мэри Пикфорд и Бестер (так тогда писали) Китон смотрят с их плакатов без революционного энтузиазма и представляют фильмы совсем не новаторского монтажа.

Однако и здесь Стенберги «дают конструкцию» и «работают монтажом». Причем работают тонко, они не воспроизводят фотографии, а, как художники уличных афиш, рисуют с них. От этого герои и похожи на актеров, и отстранены от них, рисунок смягчает натурализм фотоизображения. Кстати, три оригинала плакатов не сразу отличишь от печатных листов, так тщательно они сделаны.

Обаяние выставки, однако, не только в мастерстве братьев Стенбергов, дополнительное удовольствие к рассматриванию их плакатов – погружение во время, узнавание фильмов и актеров. Некоторые из них навсегда остались в истории кино, другие напрочь забыты и зацепились во времени только благодаря тому, что братья Стенберги делали им рекламу.

До 26 июля