Нижегородский Арсенал открыли симпозиумом о пользе современного искусства

Экспертное арт-сообщество просветило министра культуры
Ольга Голодец (с микрофоном) новый Арсенал одобрила/ М. Игнатушко

Нижегородский Арсенал, где расположен Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), теперь можно считать официально открытым симпозиумом «Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры». Участие в нем приняли министр культуры РФ Владимир Мединский, статусным гостем стала вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец.

Экономический эффект от вложений в культуру косвенный, убедительной иллюстрацией мог служить рассказ Марины Ситниной, исполнительного вице-президента Газпромбанка, о банковских коллекциях. Зарубежные финансисты, заметила она, стимулируют креативность сотрудников приобщением к языку современного искусства. Режиссер Алексей Герман поделился впечатлениями от Венецианской биеннале, заполненной художниками Китая. Энергичное, эмоциональное искусство нашего напористого восточного соседа только формирует сознание тех, кто поднимает науку и культуру, способствует здоровому осознанному патриотизму жителей Поднебесной. С подобной же настойчивостью хорошо бы продвигать и актуальных российских авторов.

Элегантная, энергичная Голодец выглядела воодушевленной, ее оценка отреставрированного здания как одного из лучших в Европе прозвучала искренне, поэтому слова вице-премьера про мощный импульс развития, тоже относящиеся к Арсеналу, хотелось бы принять за пророчество. В той же тональности выступил с приветствием губернатор Валерий Шанцев – он назвал Арсенал «жемчужиной Нижегородского кремля». Мединский остался и на второй день симпозиума, интеллигентно выслушал всех участников, задал несколько вопросов и под конец доброжелательно предложил экспертному сообществу работать вместе.

Совместная работа действительно приводит к замечательным результатам – и Арсенал тому пример: за 12 лет Министерство культуры с помощью ГЦСИ и профессионалов самого высокого уровня вернули к жизни историческое здание, превратив закрытый склад военного ведомства в общедоступную площадку культуры. Участники симпозиума в итоговой резолюции призвали отметить этот опыт взаимодействия как положительный, поддержать инициативу Министерства культуры, чтобы и в дальнейшем трансформировать неиспользуемые федеральные памятники и нерентабельные здания в культурные кластеры.

Арсенал, история

Арсенал был построен в 1843 г. по проекту архитектора Антона Леера и инженера Петра Готмана в стиле позднего классицизма и 160 лет служил военным целям. Переданное в 2003 г. Приволжскому филиалу ГЦСИ здание находилось в разрушенном состоянии. Скрытое забором, оно было выключено из смыслового и пространственного контекста кремля. Проект реконструкции – мастерская «Архитекторы Асс», реставрация – архитектор Александр Епифанов.

Как заметили многие участники симпозиума (в Нижний Новгород приезжали руководители крупнейших музеев и художественных институций, художники, режиссеры), такая совместная встреча произошла впервые. Инициатива принадлежит министерству, открытие нижегородского Арсенала стало лишь поводом для разговора об общих проблемах. Искусству нужна всесторонняя поддержка – в виде стипендий, грантов, закупки произведений и финансирования авторских проектов. А искусство не останется в долгу: опыт современного искусства годится для реализации Основ государственной культурной политики. Конечно, если мы хотим воспитывать разносторонне образованного, сложного (как выразилась директор Пушкинского музея Марина Лошак) человека, культурно развивать российские регионы, актуализировать наследие, прививая широту взглядов и терпимость.

Кстати, патриотические настроения на симпозиуме выглядели вполне естественно: кому же не хочется жить в успешной дружелюбной стране? Как сказала Ольга Свиблова, директор «Мультимедиа арт музея»: «Давайте держать глаза открытыми. Есть экспертное сообщество – будем ему доверять!» Профессионалы готовы подключиться к созданию при Министерстве культуры РФ экспертного совета. Подготовить и реализовать комплексные программы, определиться с приоритетами культурной политики. Они услышали призыв Мединского к совместной работе, хотят быть правильно понятыми и всегда готовы «нести людям свет», как выразился министр. Это был не просто порыв. Худрук ГЦСИ Леонид Бажанов заметил, что участники симпозиума ощутили принадлежность к некоему сообществу (даже предложили создать профсоюз работников современного искусства). И это сообщество договорилось в том числе и о том, чтобы сделать совместные деловые встречи регулярными. Лишь бы нашелся хороший повод, как открытие нижегородского Арсенала.