Мобили и стабили Александра Колдера привезли в Пушкинской музей

Там открылась первая в нашей стране выставка классика модернизма
Стабили Колдера крепко стоят на ногах/ С. Портер/ Ведомости

Без объектов американца Александра Колдера, ставшего художником в Париже начала прошлого века, не обходится постоянная экспозиция ни одного более-менее серьезного музея искусства новейшего времени. Жил он долго – с 1896 по 1976 г., творил много. Но у нас его работ нет. Прошлый век наша страна проживала своеобразно, вела в области искусства политику гордую, изоляционистскую, музеи зарубежных шедевров не закупали – идеология не позволяла, и деньги правительство предпочитало тратить на далекие от искусства нужды.

Так что открывшаяся в Пушкинском музее большая выставка «Александр Колдер. Ретроспектива» – первое и удачное знакомство с великим модернистом, одним из главных сочинителей искусства ХХ в. Выставка подготовлена Фондом Колдера, во главе которого стоит внук художника Александр Ровер, изящно заметивший, что в некоторой степени его дед «решил проблему, поставленную в начале ХХ в. русскими конструктивистами: передать движение в его чистейшей форме».

Заявление скорее приятное, чем точное. В отличие от пионеров русского авангарда Колдер не отягощал свои произведения идеологией и не стремился осчастливить человечество. Удивительно, но в его работах нет и тени мании величия, свойственной многим художникам того времени, изобретателям различных «измов». Потомственный скульптор и инженер по образованию, он создавал объекты, а не теории. От этого легок и в восприятии, и в понимании. В сущности, его работы – великолепные сложносочиненные игрушки. Они удивляют, развлекают, отвлекают, радуют, завораживают.

Поклонник Рихтера

На выставке есть только одно произведение из фонда Пушкинского музея. В 1970 г. Колдер подарил свою яркую гуашь «Композиция» Святославу Рихтеру, а пианист передал ее в дар музею.

Выставка представляет достаточно вещей – 56 (скульптура, объекты, графика), чтобы составить представление, что и насколько великолепно делал этот изобретатель и выдумщик. Естественно, она не дает понять, как произведения Колдера выдерживают масштаб, но уличные объекты, стоящие во многих городах мира, показаны в моделях и фотографиях.

Выстроена экспозиция хронологически и начинается с проволочных скульптур, переведенных из плоскости в пространство виртуозных рисунков. Можно сказать, что Колдер, верный завету Микеланджело по духу, но не буквально, не отсекал лишнее, а не добавлял его. Его проволочные создания – остов, арматура без гипса, традиционной скульптуры. Получилось замечательно – мало того что витиеватые фигуры и сцены с разных сторон по-разному видятся, так еще и отбрасывают затейливые тени.

Но славу Колдеру принесли не они, а мобили и стабили, и слова эти были найдены специально для определения его творений. Сам он называл их объектами, поскольку, хотя и создавал пространственные произведения искусства, скульптурой их не считал. Дрожащие и трепещущие от потоков воздуха и движений зрителей точно рассчитанные мобили и причудливые неподвижные стабили Колдера всегда узнаваемы, поскольку никто таких конструкций до него не делал и потом тоже, хотя подражатели были.

Кроме хрестоматийных вещей, таких как «Черный мобиль с отверстием» или «Красный доминирует», на выставке есть неожиданные, поздние, поп-артовские. «Турень» и «Птица» из консервных банок выглядят трогательно, совсем по-детски. Колдер и был, в сущности, гениальным ребенком, сочинявшим великолепные игрушки. На выставке показывают фильм, где он демонстрирует в действии свой настольный механический цирк с маленькими движущимися скульптурками. Толстые пальцы взрослого человека усердно подключают моторчик к крохотной фигурке акробата.

До 30 августа