Владислав Мамышев-Монро боялся одного – быть скучным

Его ретроспективная выставка показывает, насколько серьезным художником он был
Мерилин Монро – любимая героиня Владислава Мамышева/ А. Гордеев/ Ведомости

Ни одна выставка не занимала в здании Московского музея современного искусства столько места, как «Архив М». Чтобы ее посмотреть, надо пройти все залы особняка на Гоголевском бульваре и еще флигеля. И там и там стены плотно увешаны работами Владислава Мамышева, взявшего себе псевдоним Монро. И что удивительно, идти по этой большущей выставке легко и не скучно.

Всегда казалось, что он всю жизнь занимается одним и тем же, и долго, да еще подряд, смотреть его работы – все равно что бесконечно слушать один и тот же анекдот. Оказалось, что поразительно интересно и очень даже весело. Идешь по выставке и заряжаешься энергией, что понятно – смех бодрит. Но и неожиданно – смелостью, потому что художник тут представлен дерзкий, по нынешним временам просто отчаянный.

Большинство показанного на выставке, понятно, фотографии, поскольку Мамышев-Монро занимался перформансом и творил собой, своим телом и лицом. Но не перевоплощался, как актер, вживающийся в своих персонажей, а представлял их в неизменно смешном виде. И был к своим героям абсолютно беспощаден, безжалостен. Так недобры были средневековые шуты, комические двойники королей, дозволенно говорящие дерзости и умеренно, но все же богохульствующие.

В последней работе «Полоний» (2012 г.), как раз по «Гамлету», Мамышев-Монро делает несколько персонажей, но Шут его, похоже, уже мало занимает. Из приведенной в пояснении цитаты из интервью ясно, что реальная жизнь «с ее политизированностью и тупой безысходностью» его тогда уже не интересовала, он предпочитал держаться от нее подальше и «строить свою сказочную реальность». И в фотографиях спектакля «Полоний», разыгранного как трагифарс, Мамышев-Монро в основном благородный принц и сиятельный вельможа. Но до этого долго был шутом, заменяющим, как джокер в колоде карт, любого задуманного им персонажа.

Любимым была Мерилин Монро, ударным – Адольф Гитлер. Виртуозно игралась Любовь Орлова, носительница «маски счастья». Фантастически смешно – сцена встречи Штирлица с женой. Отлично получались Ленин и бен Ладен, безумный Достоевский и придурковатая Пугачева. В общем, «перманентное мутирование во множество разных образов» – слова самого художника – ему отлично удавалось и никогда не надоедало.

Тексты

На выставке много текстов, в том числе самого Мамышева-Монро. Например, его автобиографии. Словом он владел хорошо и писал так же остро и дерзко, как выстраивал свои образы.

Хотя на выставке показаны и другие проявления его таланта – витражи, фотографии, разные «раскраски» и «расцарапки», но они все же только добавление к главному.

Мамышев-Монро погиб трагически-нелепо два года назад. Елена Селина и Антонио Джеуза, кураторы выставки «Архив М», проделали огромную, важную, требующую много времени и больших энергетических затрат работу. Важную работу по сохранению памяти. Они постарались собрать не только все, что сделал Мамышев-Монро, но и все сохранившиеся – физически и в компьютере – черновики и подготовительные материалы к его проектам. Расположили их по хронологии, продумали и прокомментировали каждую серию. Лучших душеприказчиков художника невозможно себе представить. Так самоотверженно хранят память разве что вдовы.

Но подобные «полные» выставки, даже классиков в Третьяковке, обычно разочаровывают, у каждого художника есть повторы, неудачи, что-то сделанное только для денег или небрежно. Но «Архив М» только поднял Владика (так привычно его называли, сокращенное имя стало как будто частью псевдонима) Мамышева-Монро в глазах даже самых верных его поклонников. Он оказался не только забавным, но и значительным художником, рожденным духом 90-х, когда многое было позволено (и хотелось) разрушить, чтобы очистить сознание и начать думать свободно.

Большой памятной фотографии, одного из символов 90-х, где Мамышев в образе Мерилин Монро стоит в развевающейся юбке, но без трусов, на выставке нет. Во времена «тупо безысходные» шутов не жалуют, с азартом, достойным лучшего применения, стремятся подвести их «под статью», знать не желают, для чего народу нужен карнавал, анекдот и соленая шутка. При особо болезненной бдительности можно, конечно, посчитать и пародию на Штирлица разрушением «скреп», такое у нас сегодня паточное, с придыханием, отношение к массовой культуре.

Но ничего противозаконного на выставке, конечно, нет. Даже в разделе «Политика». Хотя там кроме серии «Помятай про газ» (про женщину с косой) есть перевоплощения Мамышева-Монро в ныне действующих президента и премьер-министра РФ. Президент получился у него лучше, точнее и тоньше. Разумеется, без тени насмешки. «Сходство было чудовищное. В этом постарался, конечно, я и весь съемочный коллектив. В итоге я, закаленный, казалось бы, в боях боец, шарахался от зеркала, когда, например, ходил в туалет».

До 23 августа