Газпромбанк показал свою коллекцию современного искусства

Работы 12 художников составили выставку «Присутствуя в городе явно и незримо»
Картина Юрия Лейдермана «Репка и кашалот» теперь хранится в банке/ С. Портер/ Ведомости

Отечественное современное искусство развивается и еще живо благодаря госсредствам и частным коллекционерам. Корпоративные собрания если и существуют, то как-то о себе громко не заявляют. Исполнительный директор Газпромбанка Марина Ситнина на открытии выставки даже подчеркнула, что курируемая ею коллекция – единственное и первое в стране корпоративное собрание современного российского искусства. Были в 90-е гг. коллекции ныне не существующих финансовых учреждений, но не с такой строгой специализацией.

Выставка состоит из известных произведений известных художников: похожие на маленькие танки бронзовые «Изделия» Анатолия Осмоловского, фотографии Сергея Браткова, запечатлевшего пышные праздники простых москвичей, нежное видео Виктора Алимпиева, изящные рисунки Ольги Чернышевой из серии «Отражения», рисунки-коллажи Ивана Чуйкова. От корпоративной коллекции в отличие от личной не стоит ждать выраженной индивидуальности. По крайней мере, на выставке ее не видно. Если частное собрание почти всегда возможно уличить во вкусовщине, дерзости, пристрастности к отдельным художникам или направлениям, то тут к собранию никаких вопросов не возникает, эмоций тоже.

Концепция и название выставки «Присутствуя в городе явно и незримо» придуманы ее куратором в ГЦСИ Андреем Паршиковым. Название он взял из послания розенкрейцеров, написанного лет четыреста назад. Современное искусство видится Паршикову неким тайным знанием, доступным не каждому, оно есть, чувствуется, имеет влияние, но не очевидное. В таком контексте знакомую букву из красных неоновых трубок, воспроизведенную на картине Дмитрия Гутова «Знак «М» надо считать масонским знаком, а не привычным обозначением станции метрополитена.

Немного странно, на мой взгляд, настаивать на особой герметичности и таинственности вполне популярных произведений наших современников. Но это проблема куратора, а не коллекции. Она хотя и небольшая и молодая (три года), из нее можно составить самые разные выставки.

До 26 июля