Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 3860 от 26.06.2015 под заголовком: Как завлечь массы

В Еврейском музее показывают выставку раннего советского киноплаката

Она называется «Процесс о трех миллионах» и представляет коллекцию адвоката Добровинского

Александр Добровинский известен не только как адвокат – он знатный коллекционер. Одним из первых он начал покупать ранний советский фарфор, как теперь это делают многие, а Добровинской свой уже продал. Следующим серьезным увлечением стал «агитлак» – произведения палехских и мстёрских мастеров, изменивших святым с комсомольцами. Потом он выкупил архив Любови Орловой и Григория Александрова (готовится к публикации) и намерен устроить на даче народных артистов СССР их музей.

Коллекционирование тиражной графики – не редкое увлечение, но собрание Добровинского большое и представительное. Такой же получилась и выставка, в основном демонстрирующая работы главных художников советского графического дизайна, образцовых конструктивистов братьев Стенбергов. А также их учеников и последователей, работавших в той же напористой манере, печатавшихся на той же полиграфической базе, не способной воспроизводить нежные и яркие оттенки. Так что никаких полутонов нет в этих плакатах ни в прямом, ни в переносном смыслах. Все грубо-зримо, энергично, однозначно, доходчиво. Крупные планы, большие буквы, жесткие композиции, черное с желтым, лиловое на красном. Глаз радуется, но и утомляется.

Аннотация к выставке сообщает, что здесь «показаны более 200 плакатов авторства 34 художников (В. Кандинский, А. Родченко и В. Маяковский, Н. Гончарова, А. Дейнека и др.). Она не обманывает, но лукавит. Не уточняет, что Кандинского представляет один дореволюционный лист – реклама шоколада «Рыцарский», по названию и стиль. Гончарова тоже представлена одной работой – афишей парижского бала, воспроизводящей центральную часть ее триптиха «Купальщицы». Реклама Родченко и Маяковского традиционно прославляет «Моссельпром». Совсем не в тему выставки и несколько нежных французских плакатов ар деко во главе с классикой стиля – рекламой Адольфа Мурона Кассандры трансатлантического лайнера «Нормандия», шикарной, как и сам корабль со всем его содержимым. Они представлены в конце экспозиции как неожиданный буржуазный десерт к сытному рабоче-мещанскому обеду.

Выставка ведь демонстрирует не только киноплакат, но и кинопрокат первых десятилетий советской власти, которую интересовала не только пропаганда, но и касса. Поэтому кинотеатры зазывали массы и на слезливые мелодрамы, и на безыдейные комедии, так что работе неизвестного криворукого художника к картине «Сердца и доллары» тоже нашлось место в музее.

До 23 августа

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать