Состоятельные россияне стали покупать за границей домовладения с виноградниками

Что это — экстравагантный поступок или расчет на серьезный бизнес?
По данным Knight Frank 30% всех запросов на зарубежную недвижимость со стороны граждан России и СНГ касаются именно домов с виноградниками. На фото: винодельческое хозяйство Villa Isabelle в Италии

Отчет международной консалтинговой компании Knight Frank о состоянии мирового рынка домовладений с виноградниками за период с июня 2013 по июнь 2014 г. (Global Vineyard Index 2014) действительно свидетельствует: 30% всех запросов на зарубежную недвижимость со стороны граждан России и СНГ касаются именно домов с виноградниками. К ним присматриваются те, кто уже успел приобрести курортную недвижимость, объясняют в компании. «Интерес к поместьям с виноградниками неуклонно растет, хотя винодельческий бизнес непрост и довольно строго регламентирован», – отмечает руководитель отдела зарубежной недвижимости Knight Frank Марина Кузьмина.

Востребованные винодельческие регионы
Франция: Шампань, Эльзас – Лотарингия, Бургундия, Божоле, Бордо, долина Луары, Прованс, Лангедок – Руссильон
Италия: из 521 винодельческих зон самые популярные: Пьемонт, Тоскана, Трентино, Фриули-Венеция-Джулия, Венето, Эмилия-Романья, Сицилия, Сардиния, Альто-Адидже, Лацио
Испания: Риоха, Кастилия-Ла-Манча, Наварра, Каталония, Кастилия-Леон, Андалусия, Галисия
Португалия: Минью, Дору, Мадейра, Дао, Лиссабон, Алентежу, Алгарви
Швейцария: Вале, Во, Тессин

Взоры российских покупателей обращены прежде всего на Францию (Шампань, Прованс), Италию (Тоскана), Испанию, в меньшей степени Португалию и Швейцарию. По данным Knight Frank, из всех сделок по покупке виноградников, заключенных за отчетный период иностранцами в Провансе и Тоскане, 25 и 15% соответственно пришлось на россиян. «Высокий спрос на Францию и Италию объясняется тем, что это самые известные в мире производители и экспортеры вина. Швейцария и Португалия представляют интерес главным образом с точки зрения инвестиций в недвижимость и лишь во вторую очередь как винодельческие регионы», – говорит председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.

Стоимость виноградника, по словам Румянцевой, зависит от множества факторов: от класса особняка и популярности винодельческого хозяйства, вместе с которым он продается, от региона, сорта винограда, площади плантации. В среднем, отмечают в Kalinka Group, цены на престижные виноградники колеблются от 1 до 7–8 млн евро, хотя во Франции они могут доходить до 20 млн евро, если на участке расположен, например, старинный замок. По информации Kalinka Group, хозяйство площадью 3 га с сортами каберне и шардоне и относительно недорогим особняком XIX века во французском регионе Лангедок-Руссильон обойдется в 1,5 млн евро. Более скромный вариант в том же регионе: два небольших дома с виноградником (сорт мерло) площадью 2 га можно приобрести за 636 000 евро. В Тоскане винодельчес­кое хозяйство в 20 км от моря площадью 41 га, с оливковой рощей, двумя виллами общей площадью 1800 кв. м и винодельческим цехом стоит 4,6 млн евро.

Однако европейские виноградники – не самые выгодные с точки зрения инвестиций: по данным Knight Frank, за 2013–2014 гг. они прибавили в цене всего 2,3%, притом что в среднем виноградники подорожали на 4,5%, главным образом за счет США, Новой Зеландии и Аргентины: там цены выросли в среднем на 6,2%. Самый высокий рост цен был отмечен в округе Сонома (Калифорния, США) – 17,9%, в новозеландском винодельческом регионе Хокс-Бей – 17,6%, в австралийской долине Баросса – 14%. «Подорожание виноградников Новой Зеландии и Австралии обусловлено высоким спросом со стороны иностранных покупателей и ростом экономики этих стран. Цены во французских Бордо и Бургундии уже несколько лет остаются стабильными, что связано с большим числом винодельческих заводов в этих регионах, которые ограничивают возможности предпринимателей среднего уровня», – поясняют в Knight Frank.

Обычно, утверждают эксперты Knight Frank, дома с виноградниками приобретают состоятельные люди в возрасте 40–50 лет, чтобы после выхода на пенсию проводить здесь досуг, получая стабильный доход. Покупатели помоложе часто используют поместье с виноградником недалеко от моря как место для отдыха. Приезжают сюда три-четыре раза в год, а управление домом и виноградником доверяют профессиональным менеджерам.

Еще одна категория покупателей, по словам Екатерины Румянцевой, - приверженцы определенного стиля жизни, которые мечтают просыпаться в поместье, окруженном виноградными лозами, выпивать за обедом бокал вина собственного производства и наслаждаться жизнью. В данном случае прибыль не является целью покупки. Расходы на содержание поместья и выращивание винограда могут оказаться выше доходов.

Впрочем, в последнее время «виноградные» поместья все чаще становятся инструментом инвестиций и диверсификации активов. «Серьезные капиталовложения в этот бизнес, требующий большого внимания, делают крупные фирмы и предприниматели-миллионеры. Они целенаправленно приобретают большие производства и бренды, гарантирующие хорошую прибыль, – говорит Румянцева. – Часто возможность покупки виноградников рассмат­ривают крупные бизнесмены, рестораторы и отельеры как развитие бизнеса. Вино собственного производства всегда можно реализовать в своем же ресторане. При этом самые прибыльные и дорогие предложения, как правило, находятся в закрытой продаже».

Эксперты предупреждают: прежде чем купить поместье с виноградником, нужно сто раз подумать. «Я бы не советовала связываться с виноградником, не взвесив все за и против, – говорит управляющий партнер агентства недвижимости Tweed Ирина Могилатова, которая сама недавно приобрела виноградник в Италии. – Однако 90% клиентов просто приобретают понравившийся дом, к которому примыкает виноградник, вдохновившись красотой полей. И только потом начинают размышлять, что с этим виноградником делать. Например, хотят производить свое вино, но сталкиваются с серьезными проблемами. Когда не знаешь эту кухню, все кажется романтичным, а ведь чтобы делать вино, на винограднике надо жить и бесконечно в него вкладываться. Если вы не готовы стать виноделом, вам придется нанять огромный штат местного персонала, которому нужно платить. Лично я не знаю никого среди наших соотечественников, кто сделал бы что-то выдающееся на своем заграничном винограднике».

На такое владение налагаются определенные ограничения. Так, например, говорит Ирина Могилатова, виноградники нельзя уничтожать. Купили дом с плантацией – не мечтайте разбить на ее мес­те газон, вас тут же накажут. Участок нельзя забросить – о нем нужно постоянно заботиться. Если власти обнаружат запущенный виноградник, собственника ждет крупный штраф. В Италии, например, если хозяин своим участком не занимается, он обязан сдать его в аренду.

Для производства вина русские владельцы виноградников, по словам Могилатовой, как правило, пользуются услугами винных домов. С двух гектаров земли можно получить пару ящиков. «Это вино для собственного пользования, продать его нереально, – предупреждает Могилатова. – Во-первых, оно не всегда высокого качества. Как-то моя подруга, имеющая виноградник в Провансе, предложила мне попробовать свое вино – оно мне, мягко говоря, не понравилось. Во-вторых, вас просто не пустят на внутренний рынок: он занят известными марками. Если вино получилось неплохое, можно договориться с местными ресторанами, но чтобы по-настоящему выйти на рынок, нужно купить винный дом».

Бизнес-прогноз Екатерины Румянцевой несколько оптимистичнее: «Перед покупкой виноградника предприниматели изучают рынок сбыта будущей продукции, договариваются о поставках с крупными сетями или небольшими магазинами. В популярных у путешественников районах они открывают лавочки, договариваются с турфирмами и агентствами о посещении туристических групп для дегустации. Некоторые не занимаются производством вина, а просто выращивает виноград, который с удовольствием покупают местные производители, пусть и не по самой высокой цене. Виноградник считается рентабельным, если его площадь не менее 20 га, а количество производимого вина составляет минимум 130 000 бутылок в год».