Выставка «Непростая игрушка» представляет музейных матрешек

Среди дореволюционных и советских есть красивые, забавные и очень вместительные
Матрешка «Боярыня» 11-местная. Автор – В. И. Соколов. 1930-е гг./ С. Портер/ Ведомости

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства выставку о матрешках назвал «Непростая игрушка». Что, собственно, сложного в этой на редкость незатейливой деревянной игрушке, повторяющей саму себя, сказать трудно. Разве что головокружительная карьера. Всего через пару-тройку лет, как первую матрешку сделал токарь Василий Звездочкин и расписал художник Сергей Малютин, игрушка получила на Всемирной выставке в Париже золотую медаль, о чем с гордостью упоминается в любом тексте или разговоре о матрешке. Но, к счастью, не она одна – России на выставке было выдано больше полутора тысяч наград, в том числе 370 золотых медалей, и за более сложные технические достижения, например, в железнодорожном деле и мостостроении.

Выставка о матрешках в музее на Делегатской получилась очень симпатичная. Причем не только из-за героини, представленной в разных интерпретациях, но и из-за общего настроения. Оно возникает из сопровождающих экспонатов – это узорчатые деревянные наличники, цветастые набивные шали Прохоровской мануфактуры, праздничные рубахи и сарафаны столетней давности, деревянные пасхальные яйца, фотографии сел, где длинными зимами умельцы занимались народным промыслом – вытачивали и красили матрешек и яйца к светлому воскресенью. Рядом выставили даже пару валенок и телогрейку. Все это выглядело по-русски трогательно и понятно: когда вокруг много месяцев только белый снег за окном, душа просит яркого и цветного.

Что же касается самих матрешек, то, надо признать, много на выставке достаточно однообразных, неоригинальных по росписи, зато вместительных. Количество кукол, вставленных одна в другую, – важный показатель ценности. Хотя внешне шестиместная и даже трехместная матрешка может быть куда эффектнее 20 фигур, отличающихся только размером. Кстати, первая расписанная Малютиным матрешка состояла из четырех девочек, трех мальчиков и запеленутого младенца.

Ранние, дореволюционные матрешки, как правило, разнообразнее по рисунку, чем советские. Хотя и среди них есть поражающие затейливостью мысли вещи вроде расписной ракеты – хранилища большого семейства фигур, похожих на матрешек, но в скафандрах. Композиция обозначена как сувенир, называется «Космос освоен», сделана в городе Семенове Горьковской области в 1966 г. Рядом в витрине скульптурная композиция «День поэзии» того же времени и места рождения: маленькие человечки стоят в ряд перед одним – очевидно, поэтом.

Музеи матрешки

Музей матрешки есть в Москве. Большая коллекция этих кукол есть в Музее игрушки Сергиева Посада, там же есть и отдельный Музей матрешки.

Разбавляют стилистическое единство выставки японские куклы-неваляшки дарумы, обтекаемой фигурой вдохновившие Звездочкина и Малютина на создание матрешки. Из Музея Востока японских кукол прислали на выставку несколько. И они не такие благодушные, как наши румяные девушки, и главное – связаны с буддистскими ритуалами и верованиями. А наша матрешка тем и хороша, что не имеет никакого смысла. Хотя и встала в ряд русских символов наряду с водкой, космосом и балетом, а теперь и малевичевским «Черным квадратом».

Разговоры о том, что деревянная кукла-коробка – символ деторождения, объяснимы только избытком патриотизма. Во-первых, в начале ХХ в. никаких языческих символов не придумывали. Кроме того, с самого начала куклы наполнялись разнополыми фигурами. Наконец, еще до революции были опыты в сатирическом жанре. На выставке есть пузатый и страшный «Француз» сергиевопосадского мастера Дмитрия Пичугина, датированный 1903–1910 гг. Эту матрешку-карикатуру можно считать прообразом советских агитационных игрушек и расцветших в начале 90-х изображений в виде матрешек политиков и глав государств. К сожалению, таких на выставке не было. Как будто народная или профессиональная художническая фантазия иссякла.

До 13 сентября