Статья опубликована в № 3900 от 21.08.2015 под заголовком: Хиты с краю

Открывается международный кинофестиваль «Край света»

Благодаря его программам Южно-Сахалинск стал городом киноманов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Фестиваль «Край света» можно смело объявлять, цитируя советский телевизионный шлягер, «аттракционом неслыханной щедрости» для киноманов. Особенно для влюбленных в кино с азиатским акцентом.

«Край света» стал соискателем этого титула практически с рождения, чем сразу отделил себя от большинства локальных отечественных кинофестивалей, выполняющих социально-терапевтическую функцию. Они заняты тем, что с помощью зрительских (или желающих быть таковыми) фильмов и звездного (в глазах старшего поколения, прочно сдружившегося с телевидением) актерского десанта сокращают расстояние для жителей окраины между ней и столицей. «Край света» во главе с продюсером Алексеем Аграновичем и программным директором, кинокритиком Алексеем Медведевым, вдвоем отвечающими тут за идеологию, находит для себя интерес и удовольствие в другом. Принципиально потакает художественным интересам, расширяет кругозор, развивает вкусы – и на этой ниве преуспел не меньше, чем рожденный во Владивостоке и несколько раньше вставший на ноги международный кинофестиваль «Меридианы Тихого», также ориентированный на азиатское кино ближайших соседей. Во всяком случае, уже в прошлом году можно было уверенно утверждать, что «Край» экстерном вырастил для себя молодую и крайне заинтересованную в нем аудиторию. Программа нынешнего, пятого фестиваля, едва ли оставит публику разочарованной.

Главный конкурс скорректировал свои приоритеты. Если в прежние годы отечественные фильмы забирали здесь не меньше половины всех квот, то теперь «Край», не боясь обвинений в недостаточном патриотизме, дразнит потенциальных обвинителей сокращением российского представительства. В десятке конкурсантов чистокровными россиянами по документам числятся только «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, «Спасение» Ивана Вырыпаева и «Чайки» Эллы Манжеевой. Все трое – лауреаты июньского «Кинотавра» (мужской и женский актерские призы и приз за дебют соответственно). Да еще наш производственный след заметен в родословной (а также в названии) франко-армяно-российского фильма Арама Шахбазяна «Москвич», любовь моя» о старике-крестьянине из глухой армянской деревушки, годы и годы жившем мечтой об автомобиле указанной марки и дожившем-таки до дня, когда его заветная мечта получила шанс осуществиться. Остальная программа – это преимущественно азиатские соседи, иногда в комбинации с европейцами, как драмеди «Мустанг» (реж. Дениз Гомзе Эргювен) о пяти вольнолюбивых сестричках тоже из деревни, только турецкой, которым тесны национальные обычаи, принуждающие их к излишней скромности. В приключениях девиц наравне с Турцией поучаствовали Франция, Германия и Катар. Но первым делом в конкурсном списке обращает на себя внимание новейший триллер южнокорейского лидера Ким Ки Дука с неактуальным для этого трудолюбивого автора названием «Стоп» и небанальным разворотом темы атомного облучения. Молодая пара в мучительных раздумьях о том, стоит ли сохранять жизнь зачатому ребенку, доводит себя до полного безумия – а Ким Ки Дуку только этого и надо, ведь он в этом деле по праву считается серьезным специалистом.

Новая роль

Еще одна эксклюзивная примета «Края света» – Данила Козловский в ином качестве: актер, традиционно занятый летом на съемочных площадках, впервые принял приглашение исполнить роль члена жюри.

Конкурсом, однако, сыт не будешь – так наверняка считает за пять лет разбалованная «Краем» южносахалинская молодая публика, и фестиваль, как я уже сказал, охотно идет у нее на поводу. Обходя на повороте ММКФ, который нынешним летом призвал себя к бюджетной скромности и сократил расходы на показы, в том числе горячих арт-хаусных хитов, «Край» привез на Сахалин не только победившее в Берлине и докатившее до Москвы иранское «Такси» Джафара Панахи, но и ключевые фильмы каннской программы, на которые москвичи до сих пор облизываются: «Убийцу» (реж. Хоу Сяосянь, Тайвань – Китай – Гонконг – Франция), «Горы могут уйти» (реж. Цзя Чжанкэ, Китай – Япония – Франция), «Сокровище» (реж. Корнелиу Порумбойю, Румыния –Франция). Они образовали костяк программы «Самое главное», которая еще много чем позволит поживиться. В частности, шекспировскими отголосками: действие турецко-франко-германской «Зимней спячки» (реж. Нури Бильге Джейлан) заперто в скромном отеле «Отелло», отрезанном от остального мира масштабным снегопадом, а «Хедер» (реж. Вишал Бхардвадж, Индия) и вовсе не что иное, как заново пересказанный «Гамлет»: герой там, как вы уже догадались, индус, и возвращается он в Кашмир.

Два недавних фильма председателя жюри, живого иранского классика Мохсена Махмальбафа («Жилец» и «Президент»), почти шестичасовая фреска «От предшествующего» другого члена жюри, филиппинца Лав Диаса, азиатская мультипликация в разных видах, лучшие образцы мировой документалистики и «Двадцать дней без войны» Алексея Германа на городской площади – все это еле вмещает в себя сводная фестивальная программа, и понятно, почему «Край света», в отличие от российских коллег, позволил себе роскошь не отрезать от себя один-два фестивальных дня в насущных целях экономии.-

Фестиваль продлится до 28 августа

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more