Открывается международный кинофестиваль «Край света»
Благодаря его программам Южно-Сахалинск стал городом киномановФестиваль «Край света» можно смело объявлять, цитируя советский телевизионный шлягер, «аттракционом неслыханной щедрости» для киноманов. Особенно для влюбленных в кино с азиатским акцентом.
«Край света» стал соискателем этого титула практически с рождения, чем сразу отделил себя от большинства локальных отечественных кинофестивалей, выполняющих социально-терапевтическую функцию. Они заняты тем, что с помощью зрительских (или желающих быть таковыми) фильмов и звездного (в глазах старшего поколения, прочно сдружившегося с телевидением) актерского десанта сокращают расстояние для жителей окраины между ней и столицей. «Край света» во главе с продюсером Алексеем Аграновичем и программным директором, кинокритиком Алексеем Медведевым, вдвоем отвечающими тут за идеологию, находит для себя интерес и удовольствие в другом. Принципиально потакает художественным интересам, расширяет кругозор, развивает вкусы – и на этой ниве преуспел не меньше, чем рожденный во Владивостоке и несколько раньше вставший на ноги международный кинофестиваль «Меридианы Тихого», также ориентированный на азиатское кино ближайших соседей. Во всяком случае, уже в прошлом году можно было уверенно утверждать, что «Край» экстерном вырастил для себя молодую и крайне заинтересованную в нем аудиторию. Программа нынешнего, пятого фестиваля, едва ли оставит публику разочарованной.
Главный конкурс скорректировал свои приоритеты. Если в прежние годы отечественные фильмы забирали здесь не меньше половины всех квот, то теперь «Край», не боясь обвинений в недостаточном патриотизме, дразнит потенциальных обвинителей сокращением российского представительства. В десятке конкурсантов чистокровными россиянами по документам числятся только «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, «Спасение» Ивана Вырыпаева и «Чайки» Эллы Манжеевой. Все трое – лауреаты июньского «Кинотавра» (мужской и женский актерские призы и приз за дебют соответственно). Да еще наш производственный след заметен в родословной (а также в названии) франко-армяно-российского фильма Арама Шахбазяна «Москвич», любовь моя» о старике-крестьянине из глухой армянской деревушки, годы и годы жившем мечтой об автомобиле указанной марки и дожившем-таки до дня, когда его заветная мечта получила шанс осуществиться. Остальная программа – это преимущественно азиатские соседи, иногда в комбинации с европейцами, как драмеди «Мустанг» (реж. Дениз Гомзе Эргювен) о пяти вольнолюбивых сестричках тоже из деревни, только турецкой, которым тесны национальные обычаи, принуждающие их к излишней скромности. В приключениях девиц наравне с Турцией поучаствовали Франция, Германия и Катар. Но первым делом в конкурсном списке обращает на себя внимание новейший триллер южнокорейского лидера Ким Ки Дука с неактуальным для этого трудолюбивого автора названием «Стоп» и небанальным разворотом темы атомного облучения. Молодая пара в мучительных раздумьях о том, стоит ли сохранять жизнь зачатому ребенку, доводит себя до полного безумия – а Ким Ки Дуку только этого и надо, ведь он в этом деле по праву считается серьезным специалистом.
Новая роль
Еще одна эксклюзивная примета «Края света» – Данила Козловский в ином качестве: актер, традиционно занятый летом на съемочных площадках, впервые принял приглашение исполнить роль члена жюри.
Конкурсом, однако, сыт не будешь – так наверняка считает за пять лет разбалованная «Краем» южносахалинская молодая публика, и фестиваль, как я уже сказал, охотно идет у нее на поводу. Обходя на повороте ММКФ, который нынешним летом призвал себя к бюджетной скромности и сократил расходы на показы, в том числе горячих арт-хаусных хитов, «Край» привез на Сахалин не только победившее в Берлине и докатившее до Москвы иранское «Такси» Джафара Панахи, но и ключевые фильмы каннской программы, на которые москвичи до сих пор облизываются: «Убийцу» (реж. Хоу Сяосянь, Тайвань – Китай – Гонконг – Франция), «Горы могут уйти» (реж. Цзя Чжанкэ, Китай – Япония – Франция), «Сокровище» (реж. Корнелиу Порумбойю, Румыния –Франция). Они образовали костяк программы «Самое главное», которая еще много чем позволит поживиться. В частности, шекспировскими отголосками: действие турецко-франко-германской «Зимней спячки» (реж. Нури Бильге Джейлан) заперто в скромном отеле «Отелло», отрезанном от остального мира масштабным снегопадом, а «Хедер» (реж. Вишал Бхардвадж, Индия) и вовсе не что иное, как заново пересказанный «Гамлет»: герой там, как вы уже догадались, индус, и возвращается он в Кашмир.
Два недавних фильма председателя жюри, живого иранского классика Мохсена Махмальбафа («Жилец» и «Президент»), почти шестичасовая фреска «От предшествующего» другого члена жюри, филиппинца Лав Диаса, азиатская мультипликация в разных видах, лучшие образцы мировой документалистики и «Двадцать дней без войны» Алексея Германа на городской площади – все это еле вмещает в себя сводная фестивальная программа, и понятно, почему «Край света», в отличие от российских коллег, позволил себе роскошь не отрезать от себя один-два фестивальных дня в насущных целях экономии.-
Фестиваль продлится до 28 августа