Венецианский фестиваль откроется сегодня внеконкурсным «Эверестом»

Конкурсные вершины отмечены именами Чарли Кауфмана, Ежи Сколимовского и Александра Сокурова
Фестивальный дворец на острове Лидо ждет гостей/ Manuel Silvestri/ REUTERS

Председателем жюри в этом году выбран Альфонсо Куарон, чья космическая драма «Гравитация» открывала Венецианский кинофестиваль в 2013 г. Теперь фильм открытия – «Эверест» успешно работающего в Голливуде исландца Бальтазара Кормакура, и в нем тоже важна нехватка кислорода. Картина с участием Джейка Джилленхола, Киры Найтли, Джоша Бролина, Сэма Уортингтона, Эмили Уотсон и других голливудских звезд рассказывает историю гибели коммерческой экспедиции альпиниста Роба Холла на Эвересте в мае 1996 г. Трагедия подробно описана в знаменитой книге журналиста и выжившего участника экспедиции Джона Кракауэра «В разреженном воздухе». Но режиссер Бальтазар Кормакур опирается не только на нее. Он учитывает и альтернативную версию событий – книгу «Восхождение», написанную русским альпинистом Анатолием Букреевым. Работавший проводником в составе соседней экспедиции Скотта Фишера, Букреев погиб в лавине на Аннапурне полтора года спустя, но в 1996-м успел вынести с Эвереста живыми троих. Кислородных баллонов у него с собой не было. Играет Букреева исландский артист Ингвар Эггерт Сигурдссон.

Хороший альпинист в фильме катастроф – не единственный русский след в венецианских программах. Жилец вершин Александр Сокуров везет в Венецию фильм «Франкофония. Лувр под оккупацией», посвященный в том числе усилиям директора Лувра Жака Жожара спасти достояние республики при коллаборационистском правительстве в годы Второй мировой. Картина – совместная продукция Франции, Германии и Нидерландов. Информационные ленты путаются в показаниях, называя «Франкофонию» то игровым, то документальным фильмом. Между тем очевидно, что архивные пленки, хроника и костюмированные реконструкции с участием Бонапарта представляют для Сокурова по большей части утилитарный интерес. Так было и в другом его музейном проекте – «Русский ковчег». Сегодня кинематографу особенно к лицу спокойное и серьезное выражение Александра Сокурова, с которым он много лет подряд возвращается к разговору о катастрофе, спасении и об исторической роли искусства в этих взаимосвязанных процессах.

Венецианский фестиваль и сам так поступает вне зависимости от вкусов художественного руководителя – уже несколько лет как Альберто Барбера сменил на этом посту Марко Мюллера. Каждый год Венеция под скрип подгнивающих свай возобновляет когда-то давно начатый разговор. И как в любом живом разговоре, в нем не обходится без бормотания, ахинеи, повышенных тонов и ерничанья. Говорят о том, как стар мир и как он молод, как предсказуемо насилие и как оно всегда неожиданно и внезапно, как хочется удрать на вершину и какое это, в сущности, ребячество – да почему бы и нет.

Плата за Эверест

В книге «В разреженном воздухе» Джон Кракауэр подсчитывал, что с 1921 г., когда британцы впервые пришли на гору, Эверест «унес жизни более 130 человек, а это приблизительно одна смерть на каждую четверку альпинистов, достигших вершины».

Анимационная «Аномализа» Чарли Кауфмана и Дюка Джонсона – как раз на полпути между аттракционом краснобайства и бормотанием под нос. Персонаж Кауфмана замечает, что окружающие люди вдруг стали неразличимо одинаковы и как от этого душно. Все фильмы по сценариям Кауфмана работают, как кислородные подушки, поэтому и в этот раз будет скорее всего свежо и слегка навеселе.

Итальянский классик с кулаками в кармане Марко Беллоккьо когда-то снял фильм «Здравствуй, ночь» о последних днях премьер-министра Альдо Моро, похищенного и казненного «Красными бригадами». Сегодня ему отвечает израильтянин Амос Гитай. Его фильм «Рабин. Последний день» посвящен памяти Ицхака Рабина, премьер-министра, убитого 20 лет назад за достигнутые в Осло соглашения по Палестине. Канадец Атом Эгоян отзывается на нацистские преступления 70-летней давности фильмом «Помни». Сам Беллоккьо покажет фильм «Кровь моей крови».

«11 минут» Ежи Сколимовского – один из самых ожидаемых фильмов Венеции-2015. Пять лет назад Квентин Тарантино отдал Сколимовскому специальный приз жюри за «Необходимое убийство» о вражде леса и снега с человеком и внезапно открывшейся ему двери. Новая картина показывает одни и те же 11 минут, прожитые разными персонажами, и это вряд ли будет сказка о потерянном времени.

Кэри Фукунаги, модный создатель сериала «Настоящий детектив» с Мэтью Макконахи и Вуди Харрельсоном, как будто идеально вписывается в эту старомодную компанию. В дебютном фильме «Без имени» он вкрадчиво снимал мексиканские предместья и детей с большими пушками. В «Безродных тварях», которых покажут в Венеции, старая история ребенка с оружием, маленького солдата, помещена в обстоятельства гражданской войны где-то в Африке.

Венецианский конкурс не обещает новостей, для этого придумана специальная секция «Горизонты», где собран кино- и видеоавангард, гибридные формы визуального искусства. Вне конкурса Венеция тоже живет без лозунгов и манифестов, по старинке выкладывает картинки на стол и разглядывает дураков, повешенных, рыцарей. Любуется толпами и звездами. Это Рейчел Макадамс и Майкл Китон у Томаса Маккарти «В центре внимания», Ли Каншен «После полудня» у Цая Минляна, Джонни Депп в «Черной мессе» Скотта Купера, Энтони Хопкинс в «Иди со мной» Дэниела Альфредсона. Наконец, люди, вышедшие на улицы Ленинграда в августе 1991 г., в «Событии» Сергея Лозницы: удивленные лица, кислород, который потом, конечно, перекроют.

72-й Венецианский кинофестиваль пройдет со 2 по 12 сентября