В Театре.doc поговорили о сексе

Студенты Московской школы нового кино поделились со зрителями подробностями своей личной жизни в спектакле Михаила Угарова «24 плюс»
В спектакле несколько составов – и у каждого свои истории/ Театр.doc

Все заинтересованные знали, что в новом спектакле худрука Театра.doc Михаила Угарова «24 плюс» будут откровенная сцена и возрастное ограничение. Несколько удивлял энтузиазм, с которым эта информация распространялась: обнаженное тело в современном театре – такая же норма, как и в классической, скажем, живописи. Причем, когда актер раздевается, эта сцена имеет сексуальный подтекст в одном случае из десяти. Но «24 плюс» как раз тот самый случай: Угаров ставит спектакль о любви и сексе, в очередной раз подтверждая, что художникам и зрителям в его театре интересна реальность вообще, а не только политическая и социальная.

«24 плюс» – копродукция Театра.doc и Московской школы нового кино: в спектакле участвуют студенты, которым Угаров преподает актерское мастерство. Набор героев нарочито тривиальный: муж – жена – любовник плюс бывшие девушки обоих мужчин. Хрестоматийное развитие сюжета с подозрениями, ревностью, скандалами etc приходит к совершенно незаурядной ситуации тройственного союза, объединяющего мужа, любовника и жену (в этом эпизоде артисты действительно раздеваются и вместе ложатся в постель). Отказ от конкуренции в любви – утопия, которую сами герои считают идеальным обществом в миниатюре.

Неуязвимые

В минувший сезон независимый Театр.doc дважды лишился помещения – оба арендодателя разорвали с ним договор. «24 плюс» Михаила Угарова – одна из первых премьер театра на новой площадке в Малом Казенном переулке, 12.

Заслуга новой драмы как театрального, а не только литературного течения – создание собственной актерской школы, даже нескольких. Режиссеры одного круга, но разных поколений – Михаил Угаров, Иван Вырыпаев, Дмитрий Волкострелов – по-своему решают задачу, которая в прошлом веке стояла перед Станиславским и Немировичем-Данченко: что бы такое сделать с актером, чтобы зрителей не тошнило от фальши и наигрыша.

В новом спектакле Угаров справился с этой проблемой за счет того, что здесь артистам позволена «отсебятина» – как презрительно называют актерскую импровизацию в некоторых театрах. Эта самая отсебятина стала плотью на скелете, собранном авторами пьесы – самим Угаровым и другим ветераном новой драмы, Максимом Курочкиным. Детали, привнесенные актерами, взяты ими из личного опыта. Отобрать и обработать автобиографический материал помогали артист Алексей Юдников и драматург Марина Крапивина. Для Крапивиной такая работа не в новинку: чем-то подобным она занималась со слепоглухими, пожилыми москвичами и пациентами наркологического центра в разных документальных постановках.

В проекте занято несколько составов, и, если бы в Театре.doc показали все версии спектакля, зрители услышали бы абсолютно непохожие истории. В сущности, эти рассказы играют ту же роль, что и обнажение: это публичная демонстрация интимного и связанного с сексом (в терминологии актуального театра голое тело определенно «документальное»). При этом режиссер остается предельно корректным по отношению к исполнителям: хотя публику и посвящают в подробности их частной жизни, зритель не сможет догадаться, что произошло с артистом, а что – с его персонажем.

Еще более достоверной делает их игру отказ от театральной условности «четвертой стены» – правда, было бы странно, если бы в камерном пространстве Театра.doc это правило соблюдалось. «24 плюс» обходится без диалогов: актеры обращаются только к залу, лишь изредка обмениваясь незначительными репликами. И постельная сцена тоже поставлена как ток-шоу: обнаженные артисты разговаривают с публикой, полулежа на кровати. Молодых актеров, сумевших эти правила игры усвоить на «отлично», нужно назвать хотя бы через запятую: это Антон Ильин, Анастасия Слонина, Николай Мулаков, Марина Ганах и Елизавета Витковская.