Музей архитектуры показывает деревянное зодчество

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» – это сразу три выставки, демонстрирующие известные и малоизвестные макеты и проекты
Дерево – универсальный материал/ Музей архитектуры

Выставка о деревянной архитектуре обречена не только на успех, но и на узнаваемость. Тем более если сделана она совместно с музеем-заповедником в Кижах, чей главный храм – Преображения Господня – стал символом русского деревянного зодчества и всей страны. И каждый школьник знает, что построен он без единого гвоздя. Так что легко представить экспонаты «Русского деревянного. Взгляд из XXI века».

Музей архитектуры, сделав сразу три выставки на объявленную тему, не побоялся показать хорошо известное, но выставил рядом и известное мало кому. Так что в экспозиции в главном здании можно найти в большом количестве ожидаемые фотографии и макеты: деревянных храмов Русского Севера, образцов русского национального модерна и архитектурных памятников первых лет советской власти (выставка современных архитекторов, работающих с деревом, показана в Аптекарском приказе).

Но в каждом из разделов вещей, во-первых, много, и главное – вещей, редко покидающих музейные запасники. Вроде большой картины Игоря Грабаря «Городок на Северной Двине» 1913 г., масштаб и стиль которой соответствует и стоящему рядом с ней натуральному куполу, покрытому лемехом, и невероятной красоты наличнику окна с крестьянской избы, вырезанному неизвестным мастером в 1884 г. Похоже, что этот умелец прекрасно знал историю архитектуры, потому что в монументальном портале есть и тонкие романские витые колонны, и таинственные драконы, и резная роза посередине, и полная гармония.

Так что национальный романтизм, подчеркивает выставка, который так полюбился в начале прошлого века русскому обществу, возник не только благодаря европейской моде, но и очарованию родных городков и весей. Проекты затейливых дач-теремов, сделанные лучшими архитекторами того времени, производят и сегодня сильное впечатление. Но век их был недолог, и скоро те же лучшие архитекторы стали проектировать деревянные павильоны для выставок народного хозяйства, дворцы культуры для пролетариата и колхозников, а также саркофаг для усопшего вождя. Выдающимся деревянным сооружением в стиле сталинского ампира был, судя по макету, цирк в Иванове, построенный в начале 30-х и разрушенный через 40 лет.

Еще одна выставка, в павильоне «Руина», подробно и внимательно рассказывает с помощью фотографий о том, как постепенно возрождаются деревянные церкви в карельских, вологодских и архангельских землях. Как в иконостасах вместо зияющих пустот появляются образа, а «небеса» (расписные потолки) сияют свежими красками. Ну и о том, как прекрасны родные дали.

До 22 ноября