В Екатеринбурге открылась III Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Кураторы и художники учат, как противостоять мобилизации
Группа «Куда бегут собаки». Перформанс «Вязание на спицах и крючком множества Мандельброта»/ Андрей Сергеев

Уральская биеннале организована местным Государственным центром современного искусства. Ее двухчастный Основной проект занял шесть этажей гостиницы «Исеть», шедевра конструктивизма. Номера, коридоры и окна первых трех этажей отданы Бильяне Чирич, куратору из Сербии, постоянно работающей в Китае. На следующих трех этажах располагается проект живущего между Базелем и Пекином художника Ли Чженьхуа, он нередко выступает в качестве куратора. Подходы Чирич и Ли абсолютно разные, что придает проекту динамики.

Рамочная тема биеннале – мобилизация. Проект вернулся к тому, с чего начинался, ведь на первой биеннале (2010), кураторами которой были Екатерина Деготь, Космин Костинас и Давид Рифф, мобилизация в очень конкретном историческом значении этого понятия была важным компонентом разговора со зрителями.

Логика мобилизации по замыслу кураторов – это то, с чем мы постоянно имеем дело. Биеннале в целом не про ХХ в., хотя здесь и присутствуют некоторые исторические отсылки. Чирич включила в проект фильм сербских художниц Марты Попиводы и Аны Вуянович «Орнамент масс» (2013), в котором рассказывается о масштабном праздновании Дня молодежи в Югославии в 1987 г. Марширующие с винтовками юноши, поющие, что они «воины солнца» и «борцы за мир»; похвала партии и правительству; загипнотизированные зрители – все это кажется нерушимым, но нам понятно, что уже скоро это мобилизационное общество начнет трещать по швам. Рядом висит свежая графика Светланы Шуваевой под общим названием «Персонаж толпы», где роятся безликие человекообразные фигуры. Приметы времени у Шуваевой намеренно отсутствуют, что во многом совпадает с видением Чирич, которая говорит о кризисе глобального общества, только куратор делает упор на сегодняшнюю ситуацию.

Реклама, масс-медиа, туристическая и даже культурная индустрия также могут выключать у человека собственную волю и иногда разум. Украинский художник Юрко Коваль представлен на биеннале триптихом «Троица. Драгоценность», который, по словам художника, вдохновлен Андреем Рублевым: один из холстов покрыт сусальным золотом, второй – серебром, третий – медью. Ничего, кроме фона. Художник как бы отмахивается от зрителя, сообщая в экспликации, что каждый может увидеть в этих работах все, что ему покажется важным. Но именно этот жест, довольно примитивный, оказывается подрывным и даже опасным сегодня, когда за малейшую интерпретацию религиозных образов на художников и кураторов обрушиваются вандалы-экстремисты и правоохранительные органы.

Ли Чженьхуа в отличие от Чирич не стал делать цельную историю, а пошел путем очень условного сшивания лоскутов отдельных работ, что для него как художника, занимающегося вопросами новых медиа и коммуникации, вполне органично. В этой нелинейной конструкции у него смешаны и истории из прошлого, и сегодняшние реалии. В видео китайского художника Цао Кая переплетены записи одного 1969 года: политические манифестации в Китае времен культурной революции и кадры с фестиваля Вудсток.

Несколько видео швейцарцев Штефана Балтеншпергера и Давида Зиперта, смонтированные из найденных записей, рассказывают о выдуманной террористической организации. Еще несколько лет назад такой проект выглядел бы просто забавно в духе музыкальной группы Laibach, играющей с тоталитарной эстетикой. Сегодня, когда безумные переписыватели истории под «русский мир» и боевики, вышедшие из среды военных реконструкторов, вполне ощутимо превратили свои фантазии в реальность, работа художников выглядит пугающе. Екатеринбургский стрит-артист Слава ПТРК нарезал из расклеенных по городу афиш лица звезд российской эстрады, заполнил ими пол и стены номера, который ему отвели. Это ответ на мобилизацию, проводимую масс-медиа и шоу-бизнесом, она принуждает потреблять их продукцию. Кстати, против художника мобилизовался владелец испорченных афиш и грозит судиться с ГЦСИ. Очень живая получается биеннале.

Екатеринбург

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей"