Выставка «Космонавты. Рождение космической эры» открылась в лондонском Музее науки

Экспонаты – от рисунков Циолковского до подлиных летательных аппаратов – рассказывают, как мечта стала реальностью
Последний зал выставки склоняет к философствованию/ O. Кабанова/ Ведомости

Кажется, трудно представить себе выставку, которая могла бы так правдиво представить нашу страну и вызвать к ее людям столь глубокое уважение, как «Космонавты» в Музее науки. Разумеется, отечественная история освоения космоса не только победна и не столь лучезарна, как представляла ее советская пропаганда. Но она намного грандиознее и серьезнее, чем созданный идеологами образ. Бесспорное достоинство лондонской выставки в том, что она через ключевые экспонаты отметила главные аспекты темы: гуманитарный, технический и социальный. Как собственно и хотел директор музея Иен Блэчфорд, инициатор выставки, долго добивавшийся ее открытия.

«Космонавты» открылись с большим опозданием. Партнером Музея науки с нашей стороны были музейно-выставочный центр «Росизо» и Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Все причастные к подготовке выставки люди признавались, что сталкивались в работе с огромными трудностями, разрешения на вывоз экспонатов из страны давали очень неохотно. Что в общем-то странно – трудно найти более подходящую тему, чтобы прославить нашу страну, подчеркнуть духовную и интеллектуальную силу ее людей. Тем более что мало кто из британцев знает что-то о советской космонавтике, кроме имени Юрия Гагарина.

Главное впечатление на выставке производят, разумеется, летательные аппараты. Макеты тех, что остались в космосе, и настоящие, такие как «Восток-6», на котором спустилась на землю Валентина Терешкова. Она присутствовала на пресс-конференции и на открытии выставки, и ее появление неизменно вызывало аплодисменты. Очень искренние, потому что при взгляде на чудовищный, обугленный и облезлый шар страшно даже представить, как можно было решиться падать в нем с неба. Да еще больше полувека назад, во времена, кажущиеся нам в техническом отношении доисторическими. Впрочем, инженерам они такими не кажутся, современная наука многим обязана космическим программам. Так и костюмы космонавтов не видятся старомодными технически неграмотным зрителям. Компрессионное белье и комбинезоны нам привычны.

Что интересно

Журналистов на пресс-конференции больше интересовал вопрос, как Валентина Терешкова чистила зубы, если ей забыли положить щетку, а не что она испытала, когда аппарат вместо спуска стал подниматься.

Многие экспонаты выставки впервые покинули страну своего рождения, а некоторые даже у нас не демонстрировались. Например, пятиметровая модель лунного аппарата ЛК-3, построенного в рамках советской программы освоения Луны. Программу закрыли после того, как первым на лунную поверхность вступил Нил Армстронг.

Такой важный во времена холодной войны аспект, как первенство, не так значим сейчас. Как подчеркнул, отвечая на вопросы журналистов, космонавт Сергей Крикалев, главное – движение вперед, наука. И по обложкам журналов с портретом Гагарина, и по вещам, которые были подарены первому космонавту, когда он приезжал в Англию, видно, насколько его полет воспринимался как достижение человечества. Хотя одна из целей выставки – подчеркнуть, чей был первый спутник, кто первым запустил в космос животное и человека и чей космонавт впервые вышел в открытый космос.

Витрина, посвященная собакам-космонавтам, наверное, самая умилительная и привлекательная для детей, которые, надеюсь, не задумываются о погибших в космических испытаниях животных. Кстати, детям на выставке будет интересно – так много странных, интригующих и непонятных предметов. Так же, наверное, будет интересно и художникам. Здесь хорошо видно, насколько космические полеты повлияли на бытовой дизайн, моду. Самовар в форме спутника – один из любимых предметов Блэчфорда. А аппарат ЛК-3 и сам похож на гигантский сложносочиненный самовар.

Есть на выставке и совсем невзрачный экспонат, но очень важный для понимания того, как идеи глухого провинциального мечтателя Константина Циолковского (на выставке есть его допотопный слуховой аппарат и интереснейшие рисунки, например «хоровода» космонавтов вокруг космического корабля) претворились в жизнь. Это подписанное Сталиным постановление 1946 г. по «вопросам реактивного вооружения». Оно и положило начало космической эре. Также с общим воодушевляющим настроем экспозиции диссонирует лагерная алюминиевая кружка Сергея Королева, его фотографии в фас и профиль, телогрейка и тертая ушанка.

Выставка начинается с мечтаний и утопий – фрагментов фильма «Аэлита», картины «Новая планета» Константина Юона, провидческих (или проектных) рисунков Циолковского. А заканчивается погруженным в неземной синий свет залом, посередине которого, как в санках, лежит подобие человеческой фигуры. Это опытный фантом-макет, запущенный на лунном спутнике для исследований. Лицо ему сделали как у Гагарина. Над этим артефактом, кажущимся произведением искусства, написана цитата из Циолковского о том, что человечество не может вечно оставаться в своей колыбели. Но как же вне этой колыбели человеку одиноко. Лондон.

До 13 марта