Статья опубликована в № 3922 от 22.09.2015 под заголовком: Большие иллюзии Аниша Капура

Выставка «Аниш Капур. Моя алая родина» открылась в Еврейском музее

Она дает только представление о масштабе таланта одного из самых известных современных художников

Название выставке Аниша Капура в Еврейском музее дало самое масштабное ее произведение. «Моя алая родина» – это круг диаметром 12 м, по которому медленно движется стальная стрела, ровняя восковую поверхность, по окружности которой лежат необработанные куски породы. Весь объект-скульптура (материал: воск, масляная краска, сталь, мотор) окрашен скорее в цвет клюквенного сока, чем алый, поэтому вызывает ассоциации приятные десертные, а не кровавые и страстные. (Хотя какой десерт при таких размерах, все серьезно.) А с кровью, плотью, раной и травмой Капур обычно связывает свой красный. В оригинале произведение называется My Red Homeland, создано оно двенадцать лет назад и с тех пор демонстрировалось в разных странах, как правило давая имя выставкам своего автора.

Оставив без комментариев перевод слова red, замечу только, что упомянутая в названии родина – это не Индия, место рождения Капура, и не Великобритания, где он стал художником. Его родная страна – творчество, созидание, преображение хаоса в форму, материала в образ. Аниш Капур ощущает себя творцом, и хотя бы поэтому его можно считать модернистом больше, чем мастером contemporary art. К тому же он чужд иронии и со всей серьезностью работает в больших формах и пространствах, с ландшафтом и природой.

По крови

В Еврейском музее и центре толерантности, как правило, проходят выставки художников-евреев или, как в случае с выставкой Энди Уорхола, о евреях. Аниш Капур – не исключение, его отец – индус, а мать – еврейка. Родился Капур в 1954 г. в Бомбее, учиться начал в Израиле, откуда и уехал в Лондон.

С середины 80-х, когда Капур стал знаменит, его работы вызывают неизменный зрительский интерес, основанный на жажде сильных впечатлений и потребности удивляться. И не только размерами, хотя гигантские его работы воздвигнуты на городских площадях и занимали самые большие выставочные пространства, такие как парижский «Гран-Пале» и лондонская «Тейт модерн». Объекты Капура создают сложные оптические иллюзии, слишком многозначительные и величественные, чтобы их можно было считать только аттракционами.

Второй экспонат-гигант выставки (два метра высотой и почти десять в длину) – изогнутое стальное полотно, отшлифованное до зеркальности. Мир отражается в «S-образном» самым парадоксальным образом. Зрители видят в этом кривом зеркале себя не смешными, а странными, они дезориентированы, потому что отражение понятного мира здесь не только непрогнозируемо, но и меняется с каждым шагом смотрящего. Кажется, что автор этого просчитанного фокуса манипулирует зрителем, лишает его уверенности. И тем демонстрирует свое превосходство.

Желтое круглое «Убежище» и синий прямоугольник «Мое тело. Твое тело» представляют еще одно направление в творчестве Капура. Крашеная полусфера и нанесенный краской на стену четырехугольник также создают иллюзии. Плоскость кажется нишей с шаром внутри, а желтое солнце «Убежища» словно затягивает зрителя в свою глубину. Хочется даже потрогать поверхности, проверить, как там все на самом деле.

Выставка Капура в Еврейском музее входит в программу 6-й Московской биеннале современного искусства. Поскольку ее основной проект не зрелищный, то рамочные выставки компенсируют зрителям отсутствие визуальных впечатлений. Только очень жаль, что Капур представлен лишь четырьмя работами. Он деятельный и изобретательный художник, в одном из освоенных направлений, а их несколько, он делает множество непохожих вещей – десятки фокусов с отражениями, большое количество настенных пятен-ям, столько же монохромных объектов, где цвет лепит форму, а еще проекты различных сооружений. Причем для его выставок необязательны большие пространства, он мастер и небольших чудес. «Моя цель – разделить восприятие объекта и его физические формы» – эти слова Капура приводятся в пояснении к выставке. И надо сказать, что это разделение производит сильное и непростое впечатление.

До 17 января

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать