В Центральном павильоне ВДНХ открылся Основной проект 6-й Московской биеннале современного искусства

Вместо большой выставки зрителям покажут подготовку к ней
Художник Цю Чжицзе начал работать/ Ведомости

Основным проектом биеннале обычно называют главную выставку, придуманную и осуществленную куратором. Так было и на предыдущих московских биеннале современного искусства, но на нынешней, шестой, все вышло по-другому. Вместо готового продукта зрителям продемонстрируют его изготовление. В Центральном павильоне ВДНХ, где сейчас идет реставрация, в течение 10 дней художники разных стран будут создавать свои произведения, показывать перформансы и видео. Их «около 70», как написано в программе.

Творить они будут под руководством трех кураторов: Барта де Баре, Дефне Айас и Николауса Шафхаузена, они директора евромузеев и центров современного искусства. Также ежедневно в павильоне будут проходить дискуссии, в которых примут участие «ведущие мыслители современности» (и эта формулировка из программы).

Результаты интеллектуальной и профессиональной деятельности художников будут показаны на выставке, которая пройдет там же с 3 октября по 1 ноября. Название основного проекта – «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом центре острова Евразия».

На пресс-конференции по поводу открытия биеннале кураторами было сказано много красивых слов об актуальности темы, потребности осмыслить происходящее в мире и о возможности зрителей прикоснуться к интимному – процессу создания произведения искусства. Процесс уже пошел: Элс Дитворс руководит рабочими, сколачивающими гигантский череп с зубами-человечками, Баби Бадалов вывесил свои плакаты против терроризма, Сергей Братков – фотографии ВДНХ, Фабрис Ибер рисует портреты желающих сырой нефтью. Видеохудожники начали вести видеодневник.

При всех надеждах на удачу биеннале новый формат основного проекта видится хорошей игрой при удручающих обстоятельствах. Например, финансовых – по словам бессменного комиссара московских биеннале Иосифа Бакштейна, бюджет нынешней составил 50–55 млн руб., из которых Министерство культуры выделило 30 млн. Для сравнения: бюджет третьей биеннале, как сообщал Бакштейн в 2009 г., составил 65 млн руб. И тогда куратор Жан-Юбер Мартен сделал великолепную выставку в качестве основного проекта. А первый выпуск биеннале обошелся государству в $1 млн. Но основные неблагоприятные для современного искусства обстоятельства, легко предположить, идеологические. Выставку прошлой биеннале министр культуры РФ Владимир Мединский назвал «грудой кирпичей». Правда, на вопрос «Ведомостей» об отношениях с Минкультом Бакштейн ответил, что проблем в этих отношениях не было.