Статья опубликована в № 3938 от 14.10.2015 под заголовком: Что есть на Марсе

Ридли Скотт и Мэтт Деймон рассказали, что есть на Марсе

В фильме «Марсианин» герой-астронавт занимается рискованным земледелием и внушает оптимизм зрителям по обе стороны Атлантики
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Сразу хочется картошки. Отварной или еще лучше печеной. Герой Мэтта Деймона уминает ее с таким аппетитом, что прямо завидуешь. Еще бы, сам вырастил! На Марсе! Живописный, раздольный, трехмерный, искрящийся оптимизмом фильм Ридли Скотта следует показывать фермерам, колхозникам, агрономам и прочим труженикам сельскохозяйственного сектора: вот как надо! И не жалуйтесь на погоду. На Марсе вообще воздуха нет. И удобрения – только те, что производишь сам.

Тяжелейшие условия марсианского земледелия. Борьба одинокого астронавта за выживание. Представили? Не угадали. У Ридли Скотта это смотрится как репортаж с экофермы. Вышел из жилого модуля – красота-то какая! Широко раскинулась залитая далеким солнцем Ацидалийская равнина. Погода, можно сказать, замечательная. Ураган налетел только в самом начале – чтобы экипаж улетел, а ботаник Марк Уотни, которого сочли погибшим, остался. Отряхнул песок, дотопал до модуля, зашил дырку в животе, порылся в запасах и сказал себе спасибо за то, что правильно выбрал профессию. Никогда еще в истории кинофантастики герои не улетали так далеко, чтобы быть ближе к земле.

Зритель, мало-мальски знакомый с творчеством классика жанра Ридли Скотта, долго ждет подвоха. Когда же выскочит Чужой? Побежит ли Мэтт Деймон по лезвию? Ничего подобного. Тут лучше вспомнить, что в фильмографии сэра Ридли есть фильм «Хороший год», в котором уставший от нью-йоркской нервотрепки герой Рассела Кроу открывает для себя прелести Прованса и тамошнего виноделия. А тут просто вместо лавандовых полей и виноградников – красная пустыня (картину снимали в Иордании). И в ней, конечно, интересней. Марсоход на ходу – езжай на все четыре стороны. Но потом опять в огород, сказать картошечке: «Привет!» И вообще много дел по хозяйству, ни астронавту, ни зрителю скучать некогда.

Астронавты со стажем

Мэтт Деймон уже не в первый раз играет астронавта, в одиночку сидящего на каком-нибудь далеком космическом теле. В недавнем «Интерстелларе» Кристофера Нолана он обитал на астероиде, правда, там его роль была гораздо более зловещей. В «Интерстелларе» играла и Джессика Честейн.

Технически грамотные люди, конечно, могут указать на кое-какие проколы. Что нельзя дырку в шлеме скотчем заклеивать. Или летать в открытом космосе на манер Железного Человека. Особенно внимательные зрители даже разглядели в одном из кадров растительность (ага, не только ботва есть на Марсе!), в другом – след от самолета, а в третьем – отражение оператора в шлеме. Но все это совершенные пустяки на фоне величественных видов, изобретательности и жизнелюбия главного героя и энтузиазма всего прогрессивного человечества, ищущего способ спасти космического рядового.

Потому что родина своих не бросает. И с достоинством принимает помощь другой великой державы (любители конспирологии и геополитики непременно отметят, что в будущем США хотят дружить с Китаем).

То есть, с одной стороны, это монодрама, в которой Мэтт Деймон в одиночку колонизирует непригодную для жизни планету, располагая к себе зрителя кулибинской смекалкой, гагаринской улыбкой и шутками про дурной музыкальный вкус командира экспедиции (Джессика Честейн), притащившей на Марс диско-хиты 1980-х. А с другой стороны – исполненный внушительным хором известных голливудских артистов гимн демократическому обществу, где ценен, уникален и незаменим каждый человек, кроме разве что директора NASA (фирменно надутый Джефф Дэниелс), который больше беспокоится за собственную репутацию, чем за жизнь астронавта, – но должна же быть в идиллии хоть одна прореха. Все остальные – астрофизики, конструкторы, навигаторы, руководители разных уровней – не спят, не едят и не какают (все это за них делает герой Мэтта Деймона), работая над тем, чтобы вернуть астронавта домой, а до того поддерживать с ним все возможные виды контактов (астронавту на Марсе не хватает, кажется, только «Фейсбука» с «Инстаграмом»).

Но хорошо и с размахом выстроенные идеологические конструкции занятны еще и тем, что в новом двухполярном мире могут читаться совершенно по-разному. Если для американцев эта космическая сага в который раз манифестирует ценность человеческой личности, которая важнее любой марсианской программы (и потому программа будет выполнена и перевыполнена), то душу россиянина фильм Ридли Скотта согреет оптимизмом относительно возможностей выжить за счет своих шести соток.

Мы, конечно, и раньше знали, что импортозамещение – это фантастика. Но чтоб такая! Прекрасную картину снял Ридли Скотт, чистосердечно всем рекомендую.

Читать ещё
Preloader more