Статья опубликована в № 3940 от 16.10.2015 под заголовком: Метафоры в шкафу

В готическом хорроре «Багровый пик» зрителей пугают метафорами в шкафу

Режиссер Гильермо дель Торо показал, что любовь бывает даже страшнее литературных приемов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Нет, так нечестно. За кого переживать – за Мию Васиковскую или Джессику Честейн? Бедный герой Тома Хиддлстона разрывается между ними – светлой женой и темной сестрой, Америкой и Англией, буржуа и аристократкой, добром и злом, любовью и любовью.

А поместье Багровый Пик, построенное в английской глуши на красной глине, сочится кровью, потеет ужасом, исторгает призраков, клубящихся, как пыль по углам.

Но призраков видит только героиня Мии Васиковской. У миловидной американки Эдит, в девичестве Кушинг, богатое воображение. В частности, она воображает себя писательницей, преклоняется перед Мэри Шелли и сочиняет роман о призраках, которые, как она объясняет издателю, «скорее метафора».

А потом ее привозят в старинный английский особняк, где такая метафора сидит в каждом шкафу, а что в подвале творится – уже ни гиперболой, ни синекдохой не описать.

Под снос

Особняк, в котором проходит большая часть действия «Багрового Пика», был выстроен целиком, и Гильермо дель Торо утверждает, что у него еще не было лучшего места для съемок. Но после окончания работы дом пришлось снести, чтобы освободить студийную площадь для других проектов.

Хорош ли роман юной леди, мы не узнаем: устные рецензии на него звучат в фильме как минимум четыре раза и все они противоречивы. Издатель советует Эдит обратиться к более женским темам. Английский гость, бледный баронет Томас Шарп (Том Хиддлстон) сначала восхищается рукописью, потом резко критикует – и оба раза небескорыстно. Его сестра Люсиль (Джессика Честейн) отзывается о романе пренебрежительно, но тут объективности тоже ждать не приходится – Люсиль терпеть не может девушку, на которой решает жениться брат.

Ведь американка Эдит, чей отец-капиталист гордился мозолистыми руками, посягнула не только на любимого брата Люсиль, но и на такую английскую ценность, как привидения. Женитьба нужна лишь для приданого, а потом Эдит надо по-тихому, но как можно скорее извести. Вежливо, в лучших традициях.

И Люсиль поит и поит ее английским чаем. Это удачная шутка, но, боюсь, единственная.

Хотя фамильный особняк Шарпов настолько монструозен, что сам по себе уже гротеск, почти пародия. Он давно требует капремонта, но у хозяев нет денег. В крыше над главным залом дыра, через которую падает открыточный снег. Под полом – шахта, уходящая, кажется, прямиком в преисподнюю. Всюду мертвые или умирающие насекомые, разруха и антисанитария. Вода из кранов, конечно, красного цвета. «Это из-за глины», – успокаивает молодую жену рационалист Томас, конструирующий во дворе машину для глинодобычи, которая должна поднять благосостояние семьи. Но писательница Эдит наверняка полагает, что это скорее метафора.

А метафоры – ее друзья. Поначалу дымящиеся призраки – одновременно бесплотные и мясистые, цвета слабосоленой семги – вселяют в Эдит ужас, но постепенно она понимает, что больше в этом доме ждать помощи не от кого. Привидения – не зло, Гильермо дель Торо любит их так же, как чудовищ, про которых снимает кино в диапазоне от фестивального артхауса («Лабиринт Фавна») до блокбастеров («Хеллбой», «Тихоокеанский рубеж»): у этого мексиканского режиссера свои интимные отношения с миром инфернального. Поэтому «Багровый Пик» при всей костюмной пышности и декоративной избыточности, конечно, не типовой готический хоррор со скелетами в викторианских шкафах.

Сюжет здесь движется не только к финальному гиньолю, поставленному, похоже, с нарочитой небрежностью, но и к торжеству иррационального. А каждому из героев уготована не только собственная драма, но и собственный хеппи-энд. Для кого-то это означает выжить, а для кого-то – стать метафорой и наконец перестать беспокоиться как по поводу плотских страстей, так и насчет того, не рушится ли в доме крыша и не протекает ли труба.

В прокате с 15 октября

Читать ещё
Preloader more