Джон Ву снял «Переправу» дважды

До роковой встречи на «китайском «Титанике» вторая часть эпической мелодрамы практически пересказывает сюжет первой
Героиня китайской суперзвезды Чжан Цзыи (слева) не сразу узнает свое счастье/ kinopoisk.ru

Они постоянно плачут. Уезжают и плачут. Приезжают и плачут. Любят и плачут. Читают письма и плачут. Тонут и плачут, и соленое море смывает их соленые слезы.

А над палубой летает газовый шарфик, словно бы передавая привет от китайских товарищей Никите Михалкову, в дни выхода «Переправы-2» в российский прокат как раз отмечающему юбилей.

В «Переправе-2» наконец-то показано крушение парома «Тайпин» в январе 1949 г. То есть это более или менее «китайский «Титаник», как и было обещано. Но до эффектной катастрофы зрителям долго и подробно пересказывают события первой части, только без войны. Очевидно, что всю эпопею можно было утрамбовать в одну двухчасовую картину, но для этого Джон Ву слишком большой художник, поэтому снова здравствуйте.

Обстоятельства

Роковое столкновение «Тайпина» с грузовым судном произошло ночью 27 января 1949 г. По фильму, «Тайпин» шел без сигнальных огней, чтобы не привлечь внимание береговой охраны. На борту отмечали Новый год, вся команда была пьяна. Погибло около 1500 человек. Точное количество жертв неизвестно, потому что на борту было много беженцев.

Мы опять знакомимся с обстоятельствами встречи тайваньского доктора (Такеси Канесиро) и беременной жены генерала-героя, чья армия попала на материке в окружение коммунистов. Жена генерала перебирается из уже небезопасного Шанхая на Тайвань, чтобы дожидаться мужа в тиши дома, где когда-то жила японка, которую доктор любит до сих пор, но не знает, что с ней стало после того, как Тайвань перестал быть японской колонией (а она не знает, выжил ли он, и пишет, и пишет ему письма, которые не доходят до адресата). На стене висит написанная доктором картина, за ней спрятан любовный дневник японки. Другой дневник – генеральский – хранит обожженный крестьянин-связист (Тун Давэй), который однажды в Шанхае уговорил незнакомую девушку, тоже из крестьян (Чжан Цзыи), сделать семейный фотопортрет с чужим ребенком, чтобы получать в армии усиленный паек.

Героиня Чжан Цзыи, уже натерпевшаяся в первой серии, во второй вынуждена заново проходить все те же круги унижений: нищета, проституция, избиения, ночевки под мостом. Поверить в то, что она не умеет читать, все так же трудно. В прошлый раз вы спрашивали про белых голубей в рапиде, без которых Джон Ву не Джон Ву. Голуби есть. А также чайки. Героиня Чжан Цзыи смотрит на них через дырку в заборе, когда отдается богатому мерзавцу, пообещавшему ей билет до Тайваня (а билеты с каждым днем дорожают, у кассы давка и драки, а на улицах Шанхая студенческие демонстрации). Чжан Цзыи работает в госпиталях волонтером и надеется найти там раненого жениха. Он из одной с ней деревни. Связист, показывая фиктивное семейное фото, тоже всегда говорит, что они с женой выросли по соседству. Замысел судьбы, не вполне проясненный в первой части, начинает вырисовываться отчетливо.

Если попробовать отвлечься от назойливой закадровой музыки, не менее назойливых операторских красот, сюжетных повторов и лакун, толпы необязательных персонажей, наконец, общего невыносимого мелодраматизма, можно заметить, что главные герои делятся на два типа: фаталисты и люди действия. Или так: идеалисты и те, кто просто пытается выжить (и наивно верит в лучшее). К последним относятся героиня Чжан Цзыи (все-таки главной звезды фильма) и раненый связист. Расставляя идеологически правильные акценты (коммунисты-маоисты хорошие, гоминьдановцы-чанкайшисты плохие, хотя и среди них есть благородные герои), этих маленьких людей Джон Ву хитроумно исключает из поля идеологии: у них есть понятия долга, но они не за «красных» и не за «белых», а сами по себе. В сюжетном итоге выходит, что они-то и есть соль китайской земли и заслужили, чтобы сказка стала былью и фальшивое фотосвидетельство превратилось в подлинную весть о будущем. А невольникам чести – слава. А романтическим любовникам – встреча в предзакатных лучах фотошопа в спокойной и темной воде.

В прокате с 22 октября