Выставка «Андрей Баскаков. Жизнь в фотографии» в «Мультимедиа арт музее» показывает образцовую советскую лирику

Но среди фотокрасот встречается и проза жизни
Андрей Баскаков. Из серии «Птичий рынок». Одесса, 1976 г.

Андрей Баскаков снимал очень по-советски, в лучших традициях национальной школы, сложившейся в 60-е гг., – эффектно и поэтично. Тогда он и начал фотографировать, вошел в профессию. Выставка «Андрей Баскаков. Жизнь в фотографии» в «Мультимедиа арт музее» отчасти поминальная – основатель и председатель Союза фотохудожников России умер в прошлом году. Во вступительном тексте к выставке так прямо и сказано, что организаторские обязанности заслонили для Баскакова творчество, после чего понятен состав экспозиции – выставлены только работы 70–80-х гг. И лучшая среди них – серия про одесский птичий рынок.

Фотографии этой серии сделаны задолго до массового увлечения чернухой, возникшего в противовес долгому официальному оптимизму, да еще человеком, явно тяготеющим к прекрасному. Но запечатленная жизнь стихийного собрания, где люди и животные очевидно несчастны и покорны судьбе, пропитана такой экзистенциальной тоской, что слез не хватает. Рыночные сцены, вопреки ожиданиям, не наполнены энергией, здесь, как в классической пьесе абсурда, герои ожидают несбыточного, потому что больше ничего им не остается. Вселенская безысходность – естественная форма их существования в безвоздушном, застывшем пространстве.

Однако остальные работы выставки полны красот и энергии. «Праздник песни на БАМе» демонстрирует, как и положено, романтический энтузиазм юношей и девушек. А суперпоэтичная серия «Сенокос» – просто сборник цитат из советской фото- и киноклассики: жеребец, освещенный солнцем, комбайнер, упивающийся бриллиантом сверкающей водой прямо из бидона, ряды косцов на восходе.

Организация, которую создал Баскаков, называется Союзом фотохудожников. Художественность тут важное качество, синоним профессионализма. И никакие опыты новейшего времени – с поиском спонтанности, с вниманием к трагическому, с эстетизацией уродства, с едким юмором – ничто не смогло изменить пристрастия к эффектности, воспринимаемой как мастерство. Были у Баскакова и игры со светотенью, вполне формалистские, но в основном фотографии его сюжетные – с людьми и характерами. Понятные.