Статья опубликована в № 3958 от 12.11.2015 под заголовком: Голый квартет

В перформансе If/Then for Strings хореографа Ричарда Сигала вместо танцовщиков выступает струнный квартет

Гастроли на Новой сцене Александринского театра стали частью междисциплинарной лаборатории «Поверх барьеров»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Первым на сцену выходит виолончелист – высокий, полный мужчина в пиджачной паре. За ним – две молодые женщины, скрипачки. Исполнители стоят неподвижно, глядя в зал: нас буквально вынуждают рассматривать их в упор. На последнем участнике квартета только майка и трусы. Впрочем, его коллеги недолго остаются в строгих костюмах: дождавшись четвертого артиста, трое других тоже сбрасывают одежду, причем делают это так же непринужденно, как если бы они снимали чехлы с инструментов.

В постановке Ричарда Сигала это одно и то же: зритель уделяет телу музыканта не меньше внимания, чем самим звукам.

Поверх барьеров

Показ перформанса Ричарда Сигала – инициатива Гёте-института и одно из публичных событий междисциплинарной лаборатории «Поверх барьеров».

Почему хореограф предпочел танцевальной труппе струнный квартет (квартет «Азазелло» из Швейцарии), зачем он заставляет музыкантов двигаться и тем более раздеваться? Искусство хореографии идеализирует человеческое тело: возможности профессионального танцовщика исключительны, между ним и зрителем колоссальная разница. Но средний музыкант обладает таким же сложением, как и средний менеджер. Поп-культура в XXI в. продолжает эксплуатировать образы «физически совершенных» людей. Публичная демонстрация обыкновенных тел – это напоминание: нормальный человек выглядит несколько иначе, чем тот парень из рекламы. В рамках традиционного танца заниматься «оправданием тела» было бы труднее.

If/Then в названии работы – обозначение импровизационной техники, созданной хореографом. В каждом его проекте исполнители договариваются о системе жестов: если ты делаешь X, я делаю Y. Сигал поставил перед собой крайне любопытную задачу – адаптировать этот метод для квартета. Пусть артисты не готовы к сложным движениям, зато их «азбука» не ограничена только языком тела – у них есть и другие инструменты, музыкальные. Играя, можно бросить вызов своему коллеге, поспорить с ним – или, наоборот, поддержать и развить то, что предлагает партнер. В перформансе Сигала музыка воспринимается как продолжение жеста, физического действия – и вот в этом смысле между скрипачом и танцовщиком не так уж и мало общего.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more