В перформансе If/Then for Strings хореографа Ричарда Сигала вместо танцовщиков выступает струнный квартет

Гастроли на Новой сцене Александринского театра стали частью междисциплинарной лаборатории «Поверх барьеров»
Музыканты работают телами наряду с инструментами/ Franz Kimmel

Первым на сцену выходит виолончелист – высокий, полный мужчина в пиджачной паре. За ним – две молодые женщины, скрипачки. Исполнители стоят неподвижно, глядя в зал: нас буквально вынуждают рассматривать их в упор. На последнем участнике квартета только майка и трусы. Впрочем, его коллеги недолго остаются в строгих костюмах: дождавшись четвертого артиста, трое других тоже сбрасывают одежду, причем делают это так же непринужденно, как если бы они снимали чехлы с инструментов.

В постановке Ричарда Сигала это одно и то же: зритель уделяет телу музыканта не меньше внимания, чем самим звукам.

Поверх барьеров

Показ перформанса Ричарда Сигала – инициатива Гёте-института и одно из публичных событий междисциплинарной лаборатории «Поверх барьеров».

Почему хореограф предпочел танцевальной труппе струнный квартет (квартет «Азазелло» из Швейцарии), зачем он заставляет музыкантов двигаться и тем более раздеваться? Искусство хореографии идеализирует человеческое тело: возможности профессионального танцовщика исключительны, между ним и зрителем колоссальная разница. Но средний музыкант обладает таким же сложением, как и средний менеджер. Поп-культура в XXI в. продолжает эксплуатировать образы «физически совершенных» людей. Публичная демонстрация обыкновенных тел – это напоминание: нормальный человек выглядит несколько иначе, чем тот парень из рекламы. В рамках традиционного танца заниматься «оправданием тела» было бы труднее.

If/Then в названии работы – обозначение импровизационной техники, созданной хореографом. В каждом его проекте исполнители договариваются о системе жестов: если ты делаешь X, я делаю Y. Сигал поставил перед собой крайне любопытную задачу – адаптировать этот метод для квартета. Пусть артисты не готовы к сложным движениям, зато их «азбука» не ограничена только языком тела – у них есть и другие инструменты, музыкальные. Играя, можно бросить вызов своему коллеге, поспорить с ним – или, наоборот, поддержать и развить то, что предлагает партнер. В перформансе Сигала музыка воспринимается как продолжение жеста, физического действия – и вот в этом смысле между скрипачом и танцовщиком не так уж и мало общего.